урок

Целевые установки урока:

развивать умения: разбирать предложения по составу (выделять грамматическую основу и второстепенные члены); устанавливать связь слов в предложении; выделять словосочетания;

формировать представления об определениях и развивать умения находить их в предложениях;

познакомить учащихся с графическим изображением определений при разборе по членам предложения;

ввести в активную речевую практику учащихся термин «определение»;

способствовать использованию учащимися в устной и письменной речи определений, обеспечивающих точность и выразительность высказываний;

обогащать и уточнять словарный состав речевой деятельности при работе с пословицами и словами, редко употребляемыми в современном литературном языке (неведомыеневиданные), а также посредством толкования значения слов и образных выражений (желтоватые листья);

формировать опыт ориентации в расположении учебного материала в учебнике.

 

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

определять грамматическую основу предложения; ч. 1с. 11упр. 12с. 12упр. 15с. 13упр. 1819.

различать второстепенные члены предложения: обстоятельство и определение; ч. 1:  с. 12упр. 14–15с. 13упр. 18.

 

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

регулятивные:

ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы); ч. 1с. 10;

оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1с. 11;

выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме; ч. 1с. 12упр. 16с. 13упр. 18;

познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1с. 11упр. 12–13с. 12упр. 15с. 13упр. 18–19;

коммуникативные:

работа в паре; ч. 1с. 12упр. 16с. 13упр. 18;

работа со взрослым (учителем); ч. 1с. 11упр. 12–13;

активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания; ч. 1с. 13упр. 17–18.

 

Личностные УУД, формируемые на уроке:

приобщение учащихся к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов (целеполагание); ч. 1с. 10;

предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1с. 13упр. 19;

создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослым (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях; ч. 1с. 11упр. 12–13с. 12упр. 16с. 13упр. 17;

формирование положительного отношения к русскому языку как предмету изучения; ч. 1с. 13упр. 18;

формирование чувства гордости за свою Родину, за русский язык; ч. 1с. 12упр. 14–15с. 13упр. 19.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся научатся:

характеризовать как второстепенный член предложения определение;

устанавливать (выделять) в предложении словосочетания, в которые входит определение;

составлять (придумывать) распространённые предложения с определениями;

характеризовать (с обоснованием) значение использования определений в предложении для усиления точности и выразительности речи;

использовать в собственной речи синтаксические конструкции с включением определений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы урока.

– Как называется тема, которую мы начали изучать в этом учебном году?

– Расскажите всё, что вы знаете о главных членах предложения.

– Как называются те члены предложения, которые не входят в состав грамматической основы?

– С какими второстепенными членами вы уже познакомились?

– Вспомните, что вам известно об обстоятельствах.

– Как вы думаете, существуют ли другие второстепенные члены предложения, кроме обстоятельств? Почему вы так думаете?

– Сегодня мы познакомимся с ещё одним второстепенным членом предложения.

– Откройте учебники на с. 10 (ч. 1) и прочитайте, какая цель стоит перед нами сегодня.

– Попробуйте сами сформулировать эту цель.

– Для решения поставленной цели будем работать по учебнику.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 12  на с11 (ч. 1)  выполняется учащимися коллективно по вопросам и аналитическим планам учебника. Это упражнение ориентировано на формирование у учащихся умения:

определять, на что указывают выделенные (названные) в предложении второстепенные члены, используя уже известный из предыдущего урока термин – обстоятельство;

ставить вопросы к другим второстепенным членам предложения и определять, выбирая из предложенных в упражнении вариантов ответа, на что они указывают (признак, качество предмета или его принадлежность кому-либо).

Это упражнение вводит учащихся в ситуацию осознания новых сведений о второстепенных членах предложения, включает детей в их анализ, подготавливает к самостоятельным высказываниям по результатам анализа.

Далее целесообразно предложить учащимся самостоятельно выполнить упражнение 13 на с. 11 (ч. 1), используя аналитические планы к упражнению, познакомиться со «Сведениями о языке» на с. 11 и обсудить их.

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 14  на с. 12 (ч. 1)  выполняется в соответствии с формулировкой задания.

Новым в этом упражнении будет вопрос: «Какими частями речи выражены определения в этих предложениях?»

Это упражнение может быть дополнено заданием: «Подумайте, обсудите, расскажите, какую роль играют определения в нашей речи».

Упражнение 15  на с. 12 (ч. 1)  можно использовать в качестве зрительного диктанта.

До записи под диктовку следует провести работу по обнаружению встречающихся в тексте орфограмм и объяснению их правописания.

Также возможно аргументированное определение характера текста из предлагаемого учителем перечня (повествование, описание, рассуждение) и коллективный подбор заглавия к нему.

Упражнение 16  на с. 12 (ч. 1)  выполняется устно с использованием текста из упражнения 15 на с. 12 (ч. 1).

Упражнение 17 на с. 13 (ч. 1)  выполняется в соответствии с формулировкой задания и является выводом по результатам выполнения упражнения 16 на с. 12 (ч. 1).

Упражнение 18  на с. 13 (ч. 1)  выполняется в соответствии с формулировкой задания к упражнению.

V. Итог урока.

– Какой второстепенный член предложения (кроме обстоятельства) нам теперь знаком?

– Что обозначают, на что указывают определения?

– На какие вопросы они отвечают?

– Почему они так названы? Какова их роль в речи? Расскажите. Приведите примеры (в том числе из упражнений, которые выполнялись на уроке).

– Как при разборе предложения определения обозначаются графически?

При подведении итогов интересно обратить внимание учащихся на то, что в достижении цели урока участвовали все упражнения, и в этом смысле трудно выделить главное (или главные) из них. Например, упражнение 16  на с. 12 (ч. 1) выполнялось с использованием текста упражнения 15 на с. 12 (ч. 1), упражнение 17 на с. 13 (ч. 1)  является выводом по результатам выполнения упражнения 16 на с. 12 (ч. 1).

VI. Домашнее задание.

Упражнение 19  на с. 13 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru