урок

Целевые установки урока:

формировать представление учащихся о разнообразии второстепенных членов предложения; их роли в предложении и речи;

формировать у учащихся представление о новом для них второстепенном члене предложения – дополнении – и умение его находить в предложении;

ввести в активную речевую практику учащихся термин «дополнение»;

при работе с понятием «дополнение» широко использовать понятие и термин «косвенный падеж», формулировку «разбор предложения по составу»;

обогащать словарный запас учащихся при подборе синонимов.

 

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

определять грамматическую основу предложений; ч. 1с. 15упр. 21;

разбирать предложения по членам предложения; ч. 1с. 15упр. 2123;

работать в паре: обсуждать смысл учебной задачи (вести диалог) и подготавливать свой вариант выполнения задания, оценивать полученные результаты; ч. 1с. 15упр. 22;

подбирать синонимы к данному слову; ч. 1с. 15упр. 21.

 

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

регулятивные:

ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы); ч. 1с. 14;

оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока); ч. 1с. 1415;

познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1:  с. 15упр. 21;

коммуникативные:

работа в паре; ч. 1:  с. 15упр. 22;

работа со взрослым (с учителем) ; ч. 1:  с. 14упр. 20.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

приобщение учащихся к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов (целеполагание); ч. 1с. 14;

предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1с. 15упр. 23;

создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослым (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях; ч. 1с. 14упр. 20; с. 15упр. 22.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся научатся:

характеризовать дополнение как второстепенный член предложения;

устанавливать (выделять) в предложении словосочетания, в состав которых входят дополнения;

составлять (придумывать) распространённые предложения с дополнениями;

характеризовать значение дополнения как члена предложения в нашей речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы урока.

– Сколько главных членов предложения вы знаете? Как называются главные члены предложения?

– Как называются все другие члены предложения?

– Почему они получили такое название?

– Какие из второстепенных членов предложения вам знакомы?

– Как вы думаете, каких членов предложения больше: главных или второстепенных?

– Сегодня постараемся выяснить, существуют ли другие, кроме обстоятельства и определения, второстепенные члены предложения, или их тоже только два, как и главных членов предложения.

– Откройте учебники на с. 14 (ч. 1) и прочитайте, какова наша цель на уроке сегодня.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 20  на с. 14 (ч. 1)  выполняется в соответствии с заданием.

В заключение учащимся предлагается высказаться: что обозначают второстепенные члены предложения в тексте упражнения 20 на с. 14 и на какие вопросы они отвечают.

– Прочитайте на с. 15 (ч. 1) сведения об этих второстепенных членах.

– Давайте подробнее познакомимся с новым для вас второстепенным членом предложения – дополнением.

Упражнение 21 на с. 15 (ч. 1).

Выполнение упражнения целесообразно сопровождать устными комментариями учащихся.

Если выполнение упражнения вызывает затруднение, то можно предложить учащимся сначала выполнить его устно, а затем из 2-го и 4-го предложения выписать словосочетания с вопросами и подчеркнуть второстепенные члены в этих словосочетаниях:

ветки (чего?) – дуба

украшают (что?) – листья

листья (какие?) – крупные жёсткие

Цель выполнения этого упражнения:

– формировать представление учащихся о второстепенных членах предложения, способах их выделения и определения;

– упражнять учащихся в объяснении своих действий в процессе анализа языкового факта с использованием соответствующей терминологии.

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 22  на с. 15 (ч. 1).

Если предложение уже разбиралось при выполнении упражнения 21 на с. 15 (ч. 1), то его можно заменить предложением:

Сильными корнями дуб крепко держится в земле.

V. Итог урока.

– Вспомните (или ещё раз прочитайте), какова была цель нашего урока сегодня.

– Оцените ваши успехи и расскажите о том, что было (или осталось) для вас трудным.

VI. Домашнее задание.

Упражнение 23 на с. 15 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru