Тип: урок нового материала.

Вид: сюжетно-ролевой.

Технология: ситуативная основа.

Цели: Закрепить у учащихся обобщенное пред­ставление об именах существительных как словах, обозначающих предметы.

1. Образовательная: Формировать умение пра­вильно писать слова с «ь», парными согласны­ми в конце слова, проверяемыми безударными гласными.

2. Развиваются. Развивать речь, мышление, вни­мание, память, наблюдательность детей.

3. Воспитательная. Воспитывать любовь к русско­му языку. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.

Оборудование: сюжетко-ролевые картинки с изображением Незнайки, Аленушки; бумажные цве­ты со словами; таблица «Синонимы».

 

ХОД УРОКА

 

I. Мобилизующий этап

1. Логическое задание. (Читать 1 раз) (Буквы А и Я живут в разных до­миках. Один домик вы­сокий, другой — низ­кий. Причем буква А не живет в низком доми­ке. В каком домике жи­вет каждая буква?)

2. Тема: (Дети должны угадать ее формулиров­ку.)

(Давно живу я в мире этом. Даю названия предме­там).

3. Чистописание.

бь бьи тья иъ чь

Голубь, воробьи, лис­тья, день, ночь.

На доске (Я — в низком, А — в высоком.)

Один ученик рабо­тает на индивидуаль­ной доске. Разбор предложения но членам предложения и по час­тям речи. Вставить пропущенные буквы.

Дети записыва­ют тему: «Слова, обо­значающие предмет».

Какую роль может играть «ь»? Какой частью речи являются записан­ные слова? Кто знает, почему в слове ночь «ь»?

На доске:

— существительные, так как... (дети объясняют).

4. Словарная работа.

Чтобы отгадать слово, используем картинки.

1-я буква такая, как 3-я в слове заяц

2-я буква такая, как 1-я в слове заяц

3-я буква такая, как 2-я в слове мышь

4-я буква такая, как 1-я в слове кот

На доске картинка

заяц мышь кот

— я

— ы

— к

существи­тельное, потому что...

Запись на доске и в тетрадях язык

— Слово «язык» — не­обычное. У него мно­го значений.

— Какое лексическое значение имеет слово

4 «ЯЗЫК» ?

Дети: омонимы

— язык есть у чело­века и животных;

— определяет вкус пищи;

— образует  звуки речи;

5. Работа с фразеологическими оборотами. Найти значение, объяснение.

На доске запись:

взять в плен языка, языком чесать, придержать язык за зубами, хорошо подвешен язык.

6. Проверка работы на индивидуальной доске.

Физкультминутка (если слово пишется с ма­ленькой буквы — присесть, с большой буквы — под­прыгнуть, хлопнуть в ладоши).

Кошка Пушинка, Собака Смешинка, Петух Крикун, Козел Бодун, Воробей Тишка, Поросенок Гришка Красивая синичка.

— Как напишешь клички?

II. Повторение изученных орфограмм

1. Помочь Незнайке исправить ошибки: дети объясняют ошибки, говорят, почему «Пушыстый рыжый катенок васька спит удвери» пишется иначе (правила, доказательства).

2. Найти в предложе­нии существительные. Доказать.

III. Закрепление

Помочь Аленушке спасти братца Иванушку

(Для этого выполнить задания, ответить на вопро­сы, сорвать яблочки).

1. Что такое существи­тельное?

2. Что обозначает имя существительное?

3. Запишите в два стол­бика: кто? что?

(Друзья, коньки, девоч­ка, гость, крылья, дождь).

4. Заполнить таблицу словами на букву М, м.

На доске картин­ка: дерево с яблоками.

Дети (дают пол­ные ответы):

— часть речи

— предметы

— проверка с объяснением изученной орфограммы. Вывод: почему су­ществительное отвеча­ет на вопросы кто? или что?

На доске таблица

название инструмента

название цветка

город

кличка животного

Дети объясняют на­писание заглавной и строчной буквы. Почему? Вывод: имена собствен­ные и нарицательные.

5. Собрать «цветы» в букеты и расставить по сво­им вазам (найти синонимы).

— Картинки на магнит­ной доске.

Дети находят синони­мы, определяют род суще­ствительных, делают вы­вод о том, как определить род существительного.

Устная работа.

6. Записать существительное во множественном числе.

Куст, ручей, нож, пальто.

—в тетрадях комментированное пись­мо

? — пальто

Вывод о ед. и мн, ч. суще­ствительного.

Физминутка с мячом «Назвать части речи».

IV. Итог урока. Вывод

— Что помогло спасти      —    ответы детей.

Иванушку? (яблочки сорваны)

V. Домашнее задание Индивидуальное по карточкам

 

 

© 2022 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru