Тип: урок нового материала.

Вид: урок развития речи.

Технологии: деятельностная основа.

Цели:

1. Учить составлять предложения и небольшие тек­сты на определенную тему.

2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.

3. Воспитание чувства любви к родной природе.

Задачи: формировать навык письменного изло­жения самостоятельно составленных предложений.

Оборудование: музыкальная запись произведе­ния П. И. Чайковского «У камелька»; репродукции с изображением осени и зимы; картина Н. Н. Шепетовой «Зима».

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

(Звучит музыка Чайковского из альбома «Време­на года»: «Январь» — «У камелька»)

Учитель (под музыку):

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли.

С испуга

Ставни заскрипели.

А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стеклам льются.

Жалобу кому-то

Ветер шлет на что-то

И бушует люто:

Не услышал кто-то.

А снежинок стая

Все в окно стучится

И слезами, тая,

По стеклу струится.

С. Есенин

 Сегодня, ребята, мы будем учиться составлять предложения и небольшой текст на определенную тему, связанные с зимой, с теми явлениями, кото­рые происходят в природе с наступлением зимы.

Проводится беседа об изменениях в природе с на­ступлением зимы. Перед детьми на доске вывешены репродукции с изображением осени и зимы.

II. Основная часть

1. Отгадайте загадки и с отгадкой составьте пред­ложение. Запишите.

• В белом бархате деревня —

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет.

(Иней)

+ Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)

+ Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

+Резная, кружевная

В воздухе кружится.

А как на ладонь садится,

Так сразу — водица.

(Снежинка)

III. Работа по развитию речи

1. Краткие рассказы детей о своих играх и заба­вах зимой. (Перед детьми на доске картина «Зима» Н. Н. Шепетовой из серии «Времена года».)

2. Молчаливое рассматривание картины.

3. Беседа по картине.

- Какое было время года?

- Какая была погода?

• Почему вы думаете, что погода была хорошая?

• Кого вы видите на картине?

- Как развлекаются дети?

• Где больше всего шума и веселья? (На горке.)

• Зачем дети собрались на горку? Дайте им име­на.

• Что делают дети на горке?

• Расскажите, как веселится Жучка на горке.

4. Составление коллективного рассказа. Учитель говорит учащимся, что они будут составлять по картине рассказ о том, как дети катаются с гор­ки. Предложения для записи надо составлять ко­роткие и надо постараться, чтобы рассказ был красивым.

Дети придумывают и записывают заглавие рас­сказа: «Катанье с горы» или «На горе». Затем с по­мощью учителя они составляют рассказ.

Вопросы к рассказу:

1. Какой был день?

2. Где было шумно и весело?

3. Кто здесь собрался?

4. Что дети делают?

5. Что случилось с санками Вити и Лиды?

6. Кто на них смотрит?

7. Над чем дети смеются?

8. Кто веселится больше всех?

9. Что делает Жучка?

(Дети повторяют составленный рассказ)

5. Запись рассказа.

(Учитель под диктовку детей записывает рас­сказ на доске. Затем дети читают вслух и списывают первые четыре предложения)

На горе

Был ясный зимний день. На горе шумно и весе­ло. Здесь собрались дети. Они катаются с горы на санках. Вася опрокинул санки Лиды и сам упал в снег. Все дети смеются. Им весело. Больше всех ве­селится Жучка. Она бежит с горы и громко лает.

IV. Итог урока

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru