Цель урока: формирование образовательных компетенций в предметной области "Русский язык" по теме: "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Закрепление знаний".


Задачи урока
1.Образовательная: закрепить умение правильно писать слова с разделительными Ъ И Ь.

2. Воспитательная: развивать каллиграфический навык, орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, память, пополнение словарного словаря, коммуникативные умения и навыки.

3. Развивающая: воспитание лучших качеств личности, коллективизма.


Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый. 

Используемые технологии: 

Презентация, тренажер для глаз, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, карточка с Ъ, Ь, А; снежинки, вырезанные ёлочные игрушки для оформления ёлки. 

 

Ход урока



I. Организационный момент. 

- Громко прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минуты не теряем. 

- Давайте определим своё настроение, настрой на работу. 

Зелёный - отличный 
Синий - хороший 
Красный - не совсем готовы 

II. Актуализация знаний. 

Ребята, какое сейчас время года? (зима ) слайд- ЗИМА 
Вьюга, снежная пурга, 
Напряди нам пряжи. 
Взбей пушистые снега, 
Словно пух лебяжий. 

1.Словарная работа. Вспомним написание словарных слов. Я загадываю загадки, отгадки запишем на доске и в тетрадях. 

Какой это мастер на стёкла нанёс 
И листья, и травы, и заросли роз. (МОРОЗ) 

Зимой белый, летом серый (ЗАЯЦ) 

Мчусь, как пуля, я вперёд 
Лишь поскрипывает лёд, 
Да мелькают огоньки! 
Кто несёт меня? (КОНЬКИ) 

Там в заснеженной пустыне 
Царство матушки зимы. 
Только белые медведи 
Населяют эти льды (СЕВЕР). 

Просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ). 

Мороз, заяц, коньки, север, медведь - СЛАЙД 

- Ребята, какие два слова здесь лишние? Почему? (заяц, медведь – животные, а остальные слова про зиму) 
- Подумайте, какое ещё слово можно исключить? (коньки – сделал человек или медведь – т.к. спит) 
- Скажите, ребята, что объединяет эти слова? (зима) 
- Составьте предложения о зиме, используя данные слова. 

Мороз выписывает свои узоры на стёклах, а нам необходимо красиво написать слоги: 

тья бьи ъ съе разъя вью 

- Что объединяет эти слоги? 
- Не подскажете ли тему урока? (Разделительный Ъ и Ь знаки) 
- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними). 

- Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки. СЛАЙД. 

Минутка чистописания . 
Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений и развиваем руку. 

III. Работа над новым материалом 

1. (Чтение стихотворения. Инсценирование). 

- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. 
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
Нет, в алфавит ты не годишься! 
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – 
Знак Ь твёрдому на это отвечал. 
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. 
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - 
Услышав этот спор, сказала буква А. 
- Вы оба хороши, достойны чести, 
Когда стоите в нужном месте. 
- Значит, эти знаки важны в русском языке. 
- Сегодня мы будем различать слова с разделительными ъ и ь знаками. 

2. Работа в тетрадях. Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу: в какой части слова пишется разделительный Ь и Ъ знаки? 

Учащимся даются слова I вариант: счастье, воробьи, бьют, крылья 
II вариант: съездить, съел, съёжился, объяснил СЛАЙД 
(Учащиеся рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь знаков и при объяснении составляют схему-помощницу). 
Ь - в корне перед Е, Ё, Ю, Я, И Ъ – после приставки перед Е, Ё, Ю, Я 

- Когда пишется разделительный ь? (Разделительный ь пишется в корне слова, после согласных, перед буквами е, ё, ю, я, и. 

- Когда пишется разделительный ъ? с. 14 учебника – чтение сообщения хором (Разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я). 

ФИЗМИНУТКА: в воздухе написать буквы Ь,Ъ вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами. 

3.Самостоятельная работа в тетрадях. Спиши слова в два столбика: в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком. 
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, 
счаст_е, п_ют. 

(дополнительное задание: разобрать слова по составу.) 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 

4. Закрепление. 

Письмо по памяти. 
На слайде слова: объявление, вьюга, объедки, жильё, подъёмный, подъехал, ручьи, вьёт. 

- Посмотрите, запомните и напишите как можно больше слов. 
- Сколько слов вы записали. 

- Давайте поиграем в игру "Назови одним словом". 

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела - обезьягна. 
Кондитерское изделие - печенье. 
Втолковал, разжевал и в рот положил -разъяснил. 
Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения- объявление. 
Энергичный рост, сильное развитие чего-либо; участок дороги поднимающий в гору- подъем. 
Событие перед юбилеем- предъюбилейный. 
Седьмой день недели-воскресенье. 
Вьющееся растение с бело-розвыми цветками-вьюн. 

IV. Итог. 

-Какую тему изучили? 
-Когда же пишется разделительный мягкий знак и разделительный ъ ? 
-Какое задание вам показалось сложным? 
Разделительный мягкий знак пишется в _____________ 
Перед гласными _______________ 
Разделительный твердый знак пишется только после ________________ 
Перед гласными ______________________ 
Выставление оценок по строкам стихотворения. 
Не устанем повторять, 
Любим мы отметку "пять" 
Кто ж сегодня отличился? 
Кто на славу потрудился? 
Ну, кому поставить "пять"? 
Попрошу вас предлагать. 
И "четверочку" поставим 
От души ребят поздравим. 
Что тут думать и гадать... 
За "четверкой" идет "пять"! 

Домашнее задание. 

Выберите себе задание и запишите в дневнике. 
Придумать и записать 6 слов с разделительным ь, ить орфограмму. 
Выписать по одному предложению из книги со словами, где пишется разделительный Ъ и Ь, показатель мягкости согласного звука. 

VI. Рефлексия. Скоро Новый год. Украсим нашу ёлочку игрушками, снежинками.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru