урок

Целевые установки урока:

сформировать представление детей о распространённых и нераспространённых предложениях; о том, что значит разобрать предложение по членам предложения;

сформировать умение сравнивать и различать распространённые и нераспространённые предложения; преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые;

сформировать навык письма по памяти;

отработать умение отличать слово, употреблённое в прямом значении, и слово – в переносном значении;

расширить и уточнить словарный запас учащихся; привлечь их внимание к лексическому значению слов;

ввести в активный словарь учеников термин «второстепенные члены предложения»;

сформировать опыт работы с учебником, готовность к самостоятельной работе с ним.

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

сравнивать тексты, состоящие только из главных членов предложения, и тексты, состоящие из главных и других членов предложения; ч. 1с. 73упр. 24.

обсуждать роль второстепенных членов предложения в нашей речи; ч. 1: с. 73, упр. 24.

выделять в предложении главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении по вопросам; ч. 1:  с. 74упр. 25с. 76упр. 29.

различать распространённые и нераспространённые предложения по смысловой и эмоциональной выразительности; ч. 1:  с. 74упр. 26.

разбирать предложения по членам предложения, указывать распространённое оно или нераспространённое; ч. 1:  с. 75упр. 27с. 76упр. 28.

составлять словосочетания из данных групп слов; ч. 1:  с. 83, упр. 46.

Речевое развитие:

Толковать (объяснять) значение слов, устойчивых фразеологических оборотов речи, различать прямое и переносное значение слов, заменять данные слова синонимами; ч. 1:  с. 74упр. 25с. 76упр. 28.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание; ч. 1с. 73;

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1:  с. 73–75;

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме; ч. 1:  с. 73упр. 24;

познавательные УУД:

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; ч. 1:  с. 74упр. 25;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1:  с. 73упр. 24с. 74упр. 25с. 76упр. 28–29;

– умение осуществлять синтез как составление целого из частей; ч. 1:  с. 74упр. 26с. 75упр. 27;

– устанавливать причинно-следственные связи; ч. 1:  с. 76упр. 29;

– уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ч. 1:  с. 76упр. 28

коммуникативные УУД:

– работа со взрослым; ч. 1:  с. 73упр. 24с. 74упр. 26;

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (упражнения с заданиями «Подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…», «Продолжите высказывание…»); ч. 1:  с. 74упр. 26с. 76упр. 28.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

осваивать новую социальную роль: «Я – ученик»; формировать личностный смысл учения:

– приобщение третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – целеполагание; ч. 1:  с. 73;

– предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1:  с. 76упр. 29;

– создание ситуации формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях; ч. 1:  с. 73упр. 24с. 74упр. 26.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся научатся:

характеризовать предложения распространённые и нераспространённые;

выделять в тексте предложения распространённые и нераспространённые;

понимать и объяснять значение распространённых и нераспространённых предложений в речи;

строить и активно использовать в собственной речи распространённые и   нераспространённые предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока.

– Откройте учебники на с. 73 (ч. 1), познакомимся с целью сегодняшнего нашего урока.

– Скажите, с решения какой задачи мы начнём урок?

– Вы и раньше обращали внимание на то, что в предложении кроме главных членов (подлежащего и сказуемого) есть и другие слова.

– Сегодня нам предстоит узнать, как называются эти слова в предложении и какое значение они имеют в нашей речи.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 24 на с. 73 (ч. 1) выполняется по заданию учебника.

Цель данного упражнения – обратить внимание учащихся, что второй текст более выразительный и попросить объяснить учащихся что делает этот текст более выразительным.

В целом цель этого упражнения – подвести учащихся к пониманию роли второстепенных членов предложения в нашей речи.

После выполнения этого упражнения учащиеся читают сведения о языке на с. 73 (ч. 1) и знакомятся с термином «второстепенные члены предложения».

Упражнение 25 на с. 74 (ч. 1) выполняется по заданию, образцу и аналитическим планам учебника.

Цель упражнения – на основании анализа установить связь слов по вопросам между главными и второстепенными членами предложения. Учащиеся реально открывают значение второстепенных членов предложения для уточнения смысла предложения.

Анализ представленного образца подготавливает учащихся к модельному представлению структуры предложения и к пониманию того, что значит разобрать предложение по членам предложения.

Знакомство учащихся со сведениями о языке, с. 74 (ч. 1).

Упражнение 26 на с. 74 (ч. 1) выполняется по заданию и аналитическому плану к упражнению.

Цель упражнения – на основе сравнения распространённых и нераспространённых предложений (без терминологии), выделения в них общего и различного, обсудить, с помощью каких членов предложения мы узнаем не только  о том, что кораблик мчится, но и какой кораблик и куда он мчится.

Тем самым, на основании проведённого анализа мы подготавливаем основания поставить перед учащимися вопрос: какое из двух предложений можно назвать распространённым, какое – нераспространённым.

После проведённого анализа учащиеся знакомятся со сведениями о языке на с. 75 (ч. 1).

в) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 27 на с. 75 (ч. 1) выполняется по заданиям и вопросам учебника.

Данное упражнение предпочтительно сначала выполнить коллективно в устной форме, а затем – самостоятельно в письменной форме.

Упражнение 28 на с. 76 (ч. 1) выполняется по заданиям учебника.

После чтения стихотворения следует выяснить у детей, как они понимают выражение медоносным цветом. Упражнение учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой и аргументацией принятых решений.

V. Итог урока.

– Прочитаем ещё раз цель урока.

– Скажите, выполнили мы её или нет?

– Какие предложения называются нераспространёнными? Какие распространёнными?

– Что значит – разобрать предложение по членам предложения?

– Как вы считаете, подготовило ли вас упражнение 24 (на сравнение текстов) к выполнению упражнения 27, в котором вы сами должны были распространить данные предложения?

VI.  Домашнее задание.

Упражнение 29 на с. 76 (ч. 1).

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru