урок

Целевые установки урока:

сформировать представление детей о логическом ударении и его значении для точности передачи смысла (содержания) предложения;

сформировать умение выбирать слова, на которые следует сделать логическое ударение для более точной передачи смысла предложений, различных по цели высказывания;

актуализировать знания учеников о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации;

закрепить умение учащихся использовать в речи известные им термины: «цель высказывания», «Интонация» и ввести в активный словарь учеников новый термин – «логическое (смысловое) ударение»;

развить речевую практику детей при отработке навыка чтения диалогов;

обогатить словарный состав речи учащихся при работе с пословицей и стихотворным произведением.

 

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

выделять в предложении слово, которое несёт основную смысловую нагрузку; ч. 1:  с. 84упр. 47с. 85упр. 48;

обсуждать значение термина «логическое ударение».

устанавливать общий смысл предложения в зависимости от логического ударения; ч. 1:  с. 85упр. 4950с. 87упр. 53;

слушать, анализировать предложения, содержащие перечисление предметов, их действий и признаков, и устанавливать особенности их произношения; ч. 1:  с. 87упр. 51;

выбирать интонацию для произнесения предложений с перечислением;

наблюдать за предложением с перечислением и устанавливать, какие знаки препинания ставятся в этих предложениях; ч. 1:  с. 87упр. 51;

выделять с помощью интонации главное слово в вопросе для того, чтобы получить один из возможных вариантов ответа; ч. 1:  с. 84упр47с. 85упр. 48.

Речевое развитие:

- толковать (объяснять) значение пословицы; ч. 1:  с. 86, упр. 51.

- составлять по рисунку предложения из данных групп слов; ч. 1:  с. 86, упр. 52.

 

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание; ч. 1:  с. 84;

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1:   с. 85;

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…» и др.); ч. 1:   с. 84упр. 47;

познавательные УУД:

– умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1:   с. 84упр. 42;

– умение осуществлять синтез как составление целого из частей; ч. 1:   с. 87упр. 53;

– устанавливать причинно-следственные связи; ч. 1:   с. 87упр. 53;

коммуникативные УУД:

– работа со взрослым; ч. 1:   с. 84упр. 47;

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (упражнения с заданиями «Подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…», «Продолжите высказывание…»); ч. 1:   с. 53упр. 7.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

освоение новой социальной роли: «Я – ученик»; формировать личностный смысл учения:

– приобщение третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – целеполагание; ч. 1:   с. 87;

– предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1:   с. 87упр. 53;

– создание ситуации формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях; ч. 1:   с. 84упр. 47.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся научатся:

понимать значение логического (смыслового) ударения в речи;

соотносить выбор слова, на которое падает (делается) логическое ударение, со смыслом предложения (высказывания) в целом;

активно использовать в собственной речи логическое ударение.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Чистописание.

III.Словарная работа.

IV.Основная часть урока.

а) Цеполагание. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока.

– Откройте учебник на с. 84 (ч. 1), познакомимся с темой, над которой нам предстоит работать.

– Знаем ли мы, что такое ударение? (Дети вспоминают, что ударение – это выделение голосом гласного звука в слове, смысл слова связан с ударением.)

– А как вы думаете, что такое логическое ударение? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

– Прочитаем цель нашего урока.

– Вспомните, отчего может зависеть смысл предложения? (От интонации.)

– Теперь мы узнаем, как от выделения голосом разных слов в предложении меняется смысл предложения.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 47 на с. 84 (ч. 1) выполняется по заданиям и аналитическим планам к упражнению.

Цель этого упражнения – подготовить учащихся к пониманию сути логического ударения: в зависимости от того, какое слово в вопросе выделяется голосом, выстраивается ответ.

Упражнения 4849 на с. 85 (ч. 1) выполняются по заданиям учебника.

Цель этих упражнений – подвести учащихся к выводу о значении и назначении логического ударения в нашей речи.

Чтение учащимися вывода на с. 85.

– Как вы думаете, почему логическое ударение называется ещё и смысловым?

в) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 50 на с. 85; упражнения 5152 на с. 86 (ч. 1) выполняются по заданиям и вопросам учебника.

Обратите внимание! При выполнении упражнения 50 целесообразно, чтобы эти стихи прочитали 2–3 ученика, выделяя голосом те слова, которые каждый из них хотел бы выделить.

V. Итог урока.

– Как вы думаете, какое значение в речи имеет логическое ударение?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 53 на с. 87 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru