Цели урока:

познакомить с наречием, как частью речи;

формировать у детей чувство языка (умение выражать свои мысли и понимать других);

развивать орфографическую зоркость;

развивать устную и письменную речь;

воспитывать бережное отношение к языку, как к части истории своего народа.

Оборудование: карточки, магнитофон, цветок «ромашка», картинки героев и  шариков.

Ход урока

I. Организационный  момент

II. Минутка чистописания

(Звучит песня из мультфильма  про  «Кота Леопольда»).

– Как зовут  же этого  героя? («Кот  Леопольд»).

Он принёс  карточку с вопросами: Где? Куда? Зачем? Почему? Как? Откуда?

–Из записанных на доске слов (каникулы, учиться, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, они, пирожок, весело, спокойный, думает) выберите и запишите только те, которые отвечают на эти вопросы.  Обратите  внимание  на  правильное  написание  соединений.

– Каким членом предложения  могут быть эти слова? (Обстоятельством.)

– Что называется  обстоятельством?

III. Постановка проблемы

– Закончите  фразу  кота  Леопольда: «Ребята, давайте  жить _______!» (дружно).  Запишите красиво это предложение. 

– Назовите  части речи  в этом  предложении.

– Какое  слово у вас осталось? (Дружно.)

– Ребята, а как ещё  можно сказать? (Дружно, весело, радостно.)

– А кто из вас может сказать, к какой  части речи относится  это слово? Сформулируйте тему  нашего урока.

IV. Сообщение  темы и цели урока

– Давайте  проверим  ваше предположение  по учебнику.

Работа по учебнику.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).

У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них мы разгадаем на сегодняшнем уроке.

V. Изучение нового материала

1) Работа в группах (раздаются карточки)

– Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

1 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

 

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед. ч.                                                                 мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

 

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________________

 

 

2 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

 

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                   м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

 

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

 

3 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

 

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

                                   пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

 

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

 

4 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

 

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

 

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

 

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

 

  

5 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

 

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

 

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

 

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

 

6 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

 

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________

 

Вывод:  Наречие – это  неизменяемая  часть речи.

2) Работа в парах (раздаются карточки)

– А сейчас поработайте в парах. У вас на парте текст. Найдите и подчеркните только наречия.

Кот  Леопольд так  спешил к нам, что совсем  забыл  про мышей.

Он робко посмотрел  сначала  вверх, затем вниз и только не увидев их, он спокойно  вздохнул.

–  Назовите  наречия из  текста. Запишите  их в тетрадь.

3) Работа по учебнику

С.57 упр. 1

VI. Закрепление изученного  материала

–Пока мы с вами выполняли задание, к нам  тихонько подкрался  один мышонок и принёс  вам с Котом Леопольдом задание:

1) Письмо под диктовку

Мышата  вновь спешат другу на помощь.

– Разберите  это предложение по членам  предложения.

–  Давайте прочитаем вывод по учебнику на с.58.

– Молодцы! Вы  справились с заданием мышонка. Но вдруг незаметно  подкрался второй  мышонок и  предлагает нам отдохнуть.

2) Физкультминутка

«Поймай словечко».

Веселит, весело, сила, сильный, сильно, хорошо, близкий, близко, низко, высота, высоко.

3) Фронтальная работа

– Вы так хорошо  поработали, что мышата  решили помириться с Котом Леопольдом и жить с ним  дружно.  Они  преподнесли ему в знак  примирения  цветок. Но  Кот Леопольд очень дорожит вашей дружбой и поэтому  предлагает вам  эту  ромашку. Но она не простая, а с заданием: заменить фразеологизм одним словом – наречием

Работать спустя рукава – небрежно

Рукой подать – близко

Навострить уши - внимательно

Как курица лапой – неразборчиво

Засучив рукава - старательно

С пятого на десятое – бессвязно

Зарубить на носу– крепко

В мгновение ока – моментально

На глазок – приблизительно

За тридевять земель – далеко

4) Дифференцированная  работа

– В знак дружбы мышата  приготовили для вас  шары с заданиями.

Задания для 1-й группы:

С.57 упр.2

Задания для 2-й  группы:

– Спишите и разберите  по членам предложения.

Свисток немного  посвистел, махнул крылом и улетел.

Задания для  3-й группы:

Подберите  наречия – антонимы к словам:

быстро – медленно

ясно – пасмурно

робко – смело

спокойно – медленно

VII. Домашнее задание

С. 58-59 упр. 3, 4, выучить правила

VIII. Рефлексия

IX. Итог урока

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru