Педагогические задачи: создать условия для осознания цели научиться определять склонение имён существительных, создать условия для формирования ИКТ – компетентности учащихся.

Планируемые результаты образования.

Образовательные: научатся определять склонение имён существительных, получат возможность извлекать информацию из разных источников.

Коммуникативные: организовать условия для общения при работе в парах, возможность строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, использовать интонационную выразительность.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, также стремятся дарить людям тепло и заботу.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, тест, словари, набор цветных карандашей, “светофоры”, карточки-сигналы - 1-е, 2-е, 3-е.

Ход урока

I. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

- На уроке у нас гости, поприветствуйте их.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

- А сейчас проверь, дружок,

- Ты готов начать урок?

- Все ль на месте,

- Все ль в порядке,

- Ручка и тетрадка?

- Руки? (На месте)

- Ноги? (На месте)

- Локти? (У края)

- Спинка? (Прямая)

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

- А какой месяц? (Декабрь)

- Запишем число и классная работа.  Дети пишут под диктовку, называя орфограммы.

- Наступил первый месяц зимы. Белый снег аккуратно укрыл землю. Кругом бело и чисто.

- Давайте и мы поработаем в тетрадях также чисто и красиво.

На полях нарисуйте треугольник зелёного цвета, если вы хотите всё понять на уроке, хорошо работать, думать. Если есть сомнения - нарисуйте треугольник жёлтого цвета. А в конце урока вы соотнесёте свои цели в начале урока с тем, что у вас получится в заключение урока (треугольник зелёный - всё получилось, жёлтый - постараюсь быть внимательным, красный – пока не совсем усвоил материал) Самопроверка по эталону.

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, что было задано на дом? (Упр.161, с. 143 найти и выписать из словаря по 10 слов 1, 2, 3 склонения, надо было найти слова, обозначающие качества человека, о патриотизме и т.д.) (Читают 2-3 человека, объяснение значения некоторых слов) скромность - 3-е, честь - 3-е, смекалка - 1-е, смелость - 3-е, смельчак - 2-е, патриот - 2-е, благодарность - 3-е …)

Два человека работают по карточкам (за доской).

(Дети открывают свои работы. Проверка светофорами – сигналами, зелёный согласны, красный – ошибка.)

Оценивание работ детьми класса.

Карточка №1

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить род и склонение (слайд 3, загадки)

Семь одежек,
Все без застежек. (Капуста - ж.р. 1-е)

Белая вата
Поплыла куда-то. (Облако - с.р. 2-е)

Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь - м.р. 2-е)

Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель – ж.р. 3-е)

Карточка №2. Определить склонение.

Снегопад - 2-е

Красота - 1-е

Ледянка - 1-е

Оттепель - 3-е

Небо – 2-е

Ель – 3-е

Надежда – 1-е

Изморозь - 3-е

Енот – 2-е

- В словах зашифрована тема нашего урока, отгадай. (Склонение)

- Встретились ли вам слова, непонятные по смыслу, захотелось ли вам узнать их толкование? Где вы посмотрите? (В словаре)

П.п. о патриотизме, о скромности

- Определите склонение существительных (2-е, 3-е)

- Почему в одном падеже разные окончания? (Разные склонения)

- Как называется тема урока. (Ученик говорит)

- Может быть, кто-нибудь сформулирует цель урока? (Мы должны научиться быстро и правильно определять склонение существительных, чтобы потом верно писать падежные окончания)

Беседа-опрос по изучаемой теме в форме игры.

“Правильно – неправильно”

- Оцените каждое высказывание, запишите на новой строке букву п, если правильно и букву н, если неправильно.

а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед. и мн. числе (п).

б) В русском языке 5 падежей (н).

в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее (н).

г) Склонение – это постоянный признак существительного (п).

д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям (н).

Самопроверка по эталону (на доске) п, н, н, п, н.

- Чем полезен этот вид работы? (Обогащает словарный запас, развивает умения выискивать информацию, повторили, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению, учились контролировать себя).

- У кого были ошибки?

- Надо повторить правило.

- Чем же ещё можно помочь себе?

- Разгадайте ребус (слайд 4). (Алгоритм)

- Сворачиваем информацию, которая поможет вам “открыть” обобщённый способ действия по определению типа склонения имен существительных.

сущ. ------ н. ф. ------ род,

окончание ------ склонение

Озвучим алгоритм, который составили на прошлом уроке

Ученик. Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа, т. е. в н. ф., определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.  

- Вспомним, как определяем род имени существительного?

(Стихотворение хором) по опорной схеме (слайд 5).

Женский род отвечу я
И скажу: "Она, моя!"
И отвечу: "Род мужской",
И скажу: "Он, мой!"
Средний род: "Оно, мое!"
Это правило твое!

III. Развитие умений.

1. Минутка чистописания. Игра - “данетка”

“Я задумала природное явление” (слайд 6).

(Слайд 6 с иллюстрациями природных явлений: иней, дождь, снег, вьюга, метель, позёмка).

- Вы мне задаёте вопросы, я могу отвечать только да и нет

- Я задумала природное явление.

Ученик. Это существительное мужского рода?

- Нет.

Ученик. Это существительное женского рода?

- Да.

Ученик. Это бывает летом?

- Нет.

Ученик. Это снежная буря??

- Да.

Ученик. Существительное 1-го склонения?

- Нет.

Ученик. Это существительное 3-го склонения?

- Да

Ученик. Это метель.

(Вопросы может задавать ученик)

- Подберите синоним этому слову. (Вьюга, пурга, позёмка)

- Определите склонение всех явлений природы. (Карточками-сигналами)

- Какие буквы звука не имеют в слове метель? (Е, ь)

- Запишем красиво эти буквы всю строку в соединениях е, ель, его запишите 3 существительных из словаря в конце учебника стр.155-156 с этими буквами разных склонений. (Корабль, ладонь, профессия)

- Чем полезен этот вид работы?

(Мы учились извлекать информацию с помощью вопросов и из словаря, повторили написание некоторых букв в соединении, уточнили, что буквы е, ь звука не имеют, упражнялись в определении склонений имён существительных)

2. Словарная работа.

1. Введение слова корзина (слайд 7).

а) Лексическое значение.

- Найдите в словаре толкование слова корзина.

1) Плетёное изделие для хранения, переноса, упаковки.

2) В баскетболе: обруч с сеткой.

- Разберите по составу.

- Запишите два однокоренных слова (корзинка, корзиночка).

Игра “Наполните корзину”

- Наполните корзину предметами, названия которых – это существительные 1-го или 2-го склонения словами из словаря в конце учебника с.150-156, обозначьте склонение (слайд 8).

К капитан (2 скл.)

О облако (2 скл.)

Р ремонт (2 скл.)

З забота (1 скл.)

И истина (1 скл.)

Н незабудка (словарь С.И. Ожегова с.356)

А алмаз (2 скл.)

- К какой букве нет слова в этом словаре? (На букву н)

- Где можно найти слово? (В словаре, который у нас на столе)

- Составьте предложение со словом корзина, используя слова из словаря.

Для ремонта в корзине лежал алмазный стеклорез и другие инструменты.

- Понравилась вам работа?

- Объясните, почему?

Ученики: Узнали значение новых слов, повторили правописание слов, которые надо запомнить, упражнялись в определении склонения имён существительных.

Физминутка (слайд 9, 10)

Игра “Пойми меня”

Дети приготовили толкование некоторых слов, вы должны угадать это слово, записать его и обозначить склонение. Два человека работают за доской

Ученик: Моряк, рядовой флота (матрос - 2-е)

Ящик, шкаф для хранения денег в учреждении (касса - 1-е)

Свобода, раздолье ребятам на даче, в поле (простор - 2-е)

Основной род занятий (профессия - 1-е)

Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветами (сирень - 3-е)

Внутренняя сторона кисти руки (ладонь - 3-е) (Проверка карточками – сигналами)

- Чем полезен этот вид работы? (Развивает умение пользоваться словарями, пополняет словарный запас, развивает речь)

3. Работа с учебником.

- Упражнение 162 (устно).

- Упражнение 163 (Работа в парах).

- Прочитай стихотворение. Выпиши выделенные существительные. Определи род и склонение. (Полночь, мир, свирель, трель, голос, тишина, лист, ветерок, свист)

(Оценивание 2-3-х пар.)

- Проверка по эталону (слайд 11).

- Оцените свою работу.

4. Занимательная минутка

“Разгадай ребус” (определи склонение, покажи карточкой – сигналом). Приготовили дети (материал из интернета) (слайд 12).

(Кисточка - 1-е, дочка - 1-е, рукав - 2-е, перемена - 1-е)

- Чем полезен этот вид работы?

- Разгадывая ребусы, вы разворачивали информацию, т.е. перекодировали

III. Д/з: упр.164, с. 144, найти толкование слов конструкция, конструктор.

IV. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за …

- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте на полях тетради треугольник. 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru