Цели:

закрепить знания о глаголе как части речи;

повторить правописание безударных личных окончаний глаголов, состав слова;

развивать устную и письменную речь;

воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина.


Ход урока

 

I. Вступительное слово.

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Наш урок будет необычным еще и потому, что будет сказочным . Вместе с героями сказок Пушкина мы поговорим о глаголах. Вы уже научились грамотно писать окончания глаголов. Сегодня мы их повторим. Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте – море, волны плещут, ветер по морю гуляет…

ИКТ (картинка)

Д.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

Назовите глаголы.

Поставьте в них ударение.

Какие глаголы подходят к теме нашего урока?

Почему?

Докажите, что в безударных окончаниях глаголов нужно писать е?

Сколько предложений в этом четверостишии?

Запишите первое предложение и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания.

Прочитайте второе предложение.

Укажите части речи.

Назовите существительные в этом предложении.

Определите падеж существительных.

II. Словарная работа.

Учитель:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах… 

И вдруг нам навстречу – (картинка)

ИКТ:

Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,

Дети:

Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
С ними дядька Черномор. 

Учитель: Черномор приготовил вам задание.

В строчках, которые он вам написал, надо найти глаголы, записать их, выделив все окончания и приставки, определить спряжение, время, лицо и число.

(картинка)

ИКТ:

Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.

Дети:

Ломит – 2 спр., н.в., 3 л., ед. ч.

Сгибает – 1 спр., н.в., 3 л., ед. ч.

(проверка)

ИКТ:

Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.

Дети:

Плещешь – 1 спр., н.в., 2 л., ед.ч

Точишь – 2 спр., н.в., 2 л., ед.ч.

Захочешь – 1 спр., б.в., 2 л., ед.ч.

(проверка)

Сравните глаголы.

Чем отличаются глаголы первого отрывка от глаголов второго отрывка? 

III. Работа со словами-исключениями. 

Учитель: Молодцы, продолжаем путешествие.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…

Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили? (картинка)

ИКТ:

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
Дети И орешки все грызет,
А орешки не простые…

Учитель: В каждом орешке глагол, но не простой, а исключение.

Давайте попробуем их отыскать.

Глаголы исключения запишите в тетрадь в столбик с маленькой буквы.

ИКТ: К морю лишь подходит он,

Дети: Вот и слышит будто стон.

(картинка)

ИКТ

Дети:

Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей… 

ИКТ:

Их он кормит и поит
И ответ держать велит…

Учитель: Следующий глагол спрятался, его трудно отыскать. Но попробуйте.

ИКТ: Комаром оборотился,

Дети:

Полетел и запищал,
Судно на море догнал.

(картинка)

ИКТ: И царица хохотать,

Дети:

И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь… 

ИКТ: Крепко связаны ей локти;

Дети:

Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.

ИКТ: Как под крылышком у сна,

Дети:

Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.

Учитель: Какие глаголы исключения вы выписали?

На доске:

слышит

смотрит

видит

держать

догнал

вертеться

терпеть

дышала

Проверьте все ли слова вы выписали?

Глагол слышит поставьте в 1 л. мн.ч.

Дети: слышим. Какое окончание?

Глаголы: смотрит, видит поставьте во 2 л. ед.ч.

Дети: смотришь, видишь. Какие окончания?

Какая буква пишется в конце этих окончаний?

Глагол держать поставьте в 3 л. мн.ч.

Дети: держат. Какое окончание?

Глагол догнал запишите в 3 л. мн.ч.

Дети: Гонят. Какое окончание?

Глагол вертеться запишите во 2 л. мн.ч.

Дети: терпит. Какое окончание?

Глагол: дышала запишите в 1 л. мн. ч.

Дети: дышим. Какое окончание?

Какие еще глаголы исключения мы не назвали?

(обидеть, ненавидеть, зависеть)

Давайте с ними составим предложения.

(Устная работа)

IV. Работа по развитию речи.

Учитель: Продолжаем путешествие.

ИКТ (картинка)

Дети:

Море весело шумит
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.

Учитель: А в царстве славного Салтана:

ИКТ: (картинка)

Петушок с высокой спицы
Стережет его границы.

Учитель: Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Многие из них вы уже знаете.

Вспомните, какое любимое время года у Пушкина?

Дети: осень.

Учитель: Подтвердите это строчкой из стихотворения.

Дети: «Люблю я пышное природы увяданье»

Учитель: Но Пушкин писал стихи и о других временах года. Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:

ИКТ: (картинка)

Дети:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

Учитель: Или.

ИКТ: (картинка)

Дети:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.

Учитель: И вдруг.

ИКТ: (картинка)

Дети:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Учитель: Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык! Мы с вами ходили на прогулку. Видели зимнее небо, зимние дорожки, зимние деревья. А теперь попробуйте своими словами описать зиму. К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов, чтобы вам было легче и ваш рассказ получился интересным.

ИКТ: (опорные слова)

Гуляет, укутает, укроет, покрывает, запорошит.

Учитель: Составьте с этими словами словосочетания.

ветер гуляет (олицетворение)

укутает деревья

укроет землю

покрывает землю

запорошит снегом

Напишите небольшой рассказ о зиме.

Проверка проходит выборочно.

Учитель: Вот и сказке конец, а кто слушал…

Дети: молодец.

Учитель: а вместе со сказкой и закончился наш урок.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru