Задачи:

актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

форма аукциона активизирует мысль детей, процесс повторения, систематизации знаний,проходит занимательно, интересно и динамично;

знания в области русского языка становятся личностно значимыми для ребенка.

Подготовительная работа:

Дети повторяют учебный материал, ищут дополнительные и интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на "Аукционе знаний”, рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихи, частушки и т.д.

Классы делятся на 4 команды, в каждой команде выбирается капитан.

"Аукцион” проводится в 3 этапа:

Играют две команды, две другие являются болельщиками.

Команды меняются местами : те, кто играл, становятся болельщиками, а болельщики – игроками.

Играют команды-победительницы первых двух этапов.

"Предметы” - грамматические категории, выставленные на "Аукцион”.

Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Фонетический разбор слова.

Состав слова.

Решение правописных задач.

Знаки препинания в сложном предложении.

Осложнение структуры простого предложения.

Лексические загадки.

"Словарные” слова.

Любую из этих "вещей” из области русского языка команда-участница сможет "купить”, заплатив за неё знаниями по данной грамматической категории.

В диалоге на "торгах” в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.

Оборудование:

Атрибуты аукциона, демонстрационный и раздаточный материал, "Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова”.

Ход мероприятия

Вступительное слово.

Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни наших классов мероприятие – "Аукцион знаний по русскому языку”.

На продажу выставлены поистине бесценные "вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимательность, сообразительность и дружная работа в команде.

Н а нашем аукционе присутствуют гости, болельщики, ассистенты (они будут вести подсчёт баллов).

Предварительный залог-задание.

Прежде чем мы начнем, каждая команда-участница должна внести "залог”, доказать свою "состоятельность” - способность участвовать в "аукционе”.

1. Составить из слогов название своей команды :

"Зна – то – ки”

"Гра – мо – те – и”

"Ум – ни – ки”

"Знай – ки”

Объяснить лексическое значение слова "аукцион”.

Открытие "Аукциона знаний”.

- Внести первую вещь на продажу!

(Ассистенты вносят красочно оформленную табличку).

- Начальная цена 2 балла (на табло выставляется цифра).

(За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за использование дополнительного материала – 4 балла).

- Торги начинаются!

(Идет диалог между командами. Ассистенты на табло показывают заработанные баллы).

Ответы закончились, ведущий трижды отстукивает молотком – окончание торгов за эту "вещь”.

Табло показывает окончательный счёт.Если счёт одинаковый, командам даётся дополнительное задание.

С болельщиками в это время проводится игра на смекалку и внимание.

С команды, проигравшей торги, взимается "комиссионный сбор” (номер художественной самодеятельности).

Примеры заданий.

1. Имя существительное.

Ведётся диалог между командами. Ребята рассказывают всё, что знают об имени существительном.

Например :

"Грамотеи”: Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы "кто ? что ?”.

"Умники”: Имя существительное в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.

"Знатоки”: Имена существительные бывают женского рода – тетрадь, мужского - конь и среднего – окно.

и т.д.

2. Сделать фонетический разбор слов : а) её; б) ещё.

3. Подобрать как можно больше слов к данным морфемным схемам (время – 5 минут на песочных часах).

Приводятся схемы состава слова :

4. Исправление орфографических ошибок, корректировка границ предложений в тексте (текст на доске за ширмой).

5. Определение количества простых предложений в составе сложного; нахождение предложений (с союзной и бессоюзной связью), соответствующих предложенным схемам, постановка знаков препинания в них :

а) [ ], [ ], [ ].

б) [ ], и [ ].

в) [ ], [ ], а [ ].

6. Постановка знаков препинания в простых предложениях, осложнённых обращениями, вводными словами, однородными членами, уточнениями и пр.

7. Лексические загадки :

а) дать определение "омонимов”, "синонимов”, "антонимов”, "паронимов” и привести примеры;

б) развести по значению и написанию : "полоскать бельё” - "поласкать котёнка”, "прожевать хлеб” - "проживать жизнь” и т.п.

8. Конкурс капитанов команд в виде игры "Спроси меня!” (проверка знания слов с непроверяемыми орфограммами).

Примечание: виды, количество заданий и уровень сложности определяются с учётом программы обучения русскому языку и уровня подготовленности участников.

Подведение итогов "Аукциона”.

Все "вещи” проданы. Аукцион завершается.

- Я благодарю всех участников, гостей, болельщиков, ассистентов за чёткую и быструю работу на табло.

- А сейчас самое приятное – награждение команды-победительницы. Команда, выигравшая аукцион, смогла "купить” наибольшее количество "вещей”, т.е. показала отличные знания русского языка. Выйдите сюда, приветствуем ребят!

Каждому участнику команды вручается диплом участника "аукциона”, сертификат с количеством заработанных баллов (оценка). Коллективная фотография на память об удачном и полезном уроке.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru