Цели:

Систематизировать изученный материал о сложных словах.

Организовать учебную деятельность на уроке с целого развития системного мышления.

Создать условия для развития коммуникативности.

1. Организационный момент. Чистописание.

Прочитайте, что написано на доске.

УМ И СЕРДЦЕ В РАБОТУ ВЛОЖИ,

КАЖДОЙ СЕКУНДОЙ В ТРУДЕ ДОРОЖИ!

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Пусть она будет эпиграфом нашего урока. Покажите соседу, как у вас получилось.

- Назовите орфограммы и объясните их.

- А теперь запишите пословицу красиво и грамотно.

 2. Актуализация базовых знаний, умений и навыков.

 - Прочитайте слова.

Снежинка, снежный, подснежник, снегопад, снеговик.

Что вы про них скажите? (однокоренные).

- Докажите. (Общий корень и одинаковое значение).

- Лишние слова есть? Докажите.

- Спишите эти слова и разберите их по составу.

- Проверяем задание. Какие слова подходят к схеме?

Показываю карточки

Какое слово здесь особенное? (сложное слово - снегопад)

- Сегодня мы с вами продолжаем работу над сложными словами.

 3. Работа над темой урока.

1. - Что вы знаете о сложных словах?

- С какой целью они используются?

- Сегодня вы получите новые сведения о них.

2. Выборочное письмо.

Послушайте текст. Выписывать будете только сложные слова.

На кухне у бабушки много помощников. Картофелечистка, соковарка, овощерезка, кофеварка. В большом шкафу у дедушки лежит стеклорез.

Задания: выделите корни и соединительные гласные, поставьте знак ударения.

- Во всех ли словах есть соединительные гласные? (нет)

-На какую часть корня падает ударение? (на вторую).

Вывод:

1. Соединительные гласные могут быть не во всех словах.

2. Написание первого корня может вызвать затруднение.

- Как проверить? (подобрать однокоренное слово).

4. Закрепление изученного материала.

1.- Сейчас вы будете образовывать сложные слова. Эту работу будете выполнять по  вариантам.

 

1 вариант

 

 

2 вариант

мухо

плод

мухомор

садо

кос

садовод

корне

лет

корнеплод

верхо

люб

верхолаз

земле

мор

землекоп

рыбо

лаз

рыболов

само

лов

самолет

сено

вод

сенокос

стале

коп

сталевар

книго

кол

книголюб

фото

вар

фотокружок

ледо

лов

ледокол

птице

кружок

птицелов

само

кат

самокат

 

Запишите сложные слова, выделите корни и подчеркните соединительные гласные, есть слова без соединительных гласных.

Проверка:

1 вариант - по учебнику упражнение 93 с. 41.

 2 вариант - сами записывают на доске.

 Прочитать орфографически.

 2. Работа с учебником - упражнение 95.

Прочитайте задание. Выполните самостоятельно. Проверка в парах.

- Какие еще средства передвижения вы знаете, в названии которых есть два корня? (вертолет, пароход, вездеход, паровоз, аэросани).

 3. Работа с текстом.

- Прочитайте предложения.

Легкий аэроплан поднялся в воздух. Отважный летчик ведет самолет над ледяной пустыней.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? (да)

- Какое еще предложение можно добавить?

- Сделайте полный разбор одного предложения. (Заслушать).

 5. Обобщение.

 - Чтобы отгадать, какое слово здесь спряталось, нужно назвать сочетание слов одним сложным словом, вписывать в клеточку будем только первую букву.

1. Человек, занимающийся выращиванием плодовых деревьев. (Садовод).

2. Корабль, который ходит по Луне. (Луноход).

3. Аппарат для тушения огня. (Огнетушитель).

4. Стремительно падающий с высоты поток воды. (Водопад).

5. Станция для воздушных судов. (Аэропорт).

- Какое слово получилось? СЛОВА

- О каких словах мы сегодня говорили на уроке? (О сложных).

 6.  Контроль и проверка усвоения темы.

- Давайте составим логическую цепочку по системе знаний о сложных словах.

 7.  Домашнее задание.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru