Цели:
Систематизировать изученный материал о сложных словах.
Организовать учебную деятельность на уроке с целого развития системного мышления.
Создать условия для развития коммуникативности.
1. Организационный момент. Чистописание.
- Прочитайте, что написано на доске.
УМ И СЕРДЦЕ В РАБОТУ ВЛОЖИ,
КАЖДОЙ СЕКУНДОЙ В ТРУДЕ ДОРОЖИ!
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Пусть она будет эпиграфом нашего урока. Покажите соседу, как у вас получилось.
- Назовите орфограммы и объясните их.
- А теперь запишите пословицу красиво и грамотно.
2. Актуализация базовых знаний, умений и навыков.
- Прочитайте слова.
Снежинка, снежный, подснежник, снегопад, снеговик.
- Что вы про них скажите? (однокоренные).
- Докажите. (Общий корень и одинаковое значение).
- Лишние слова есть? Докажите.
- Спишите эти слова и разберите их по составу.
- Проверяем задание. Какие слова подходят к схеме?
Показываю карточки
- Какое слово здесь особенное? (сложное слово - снегопад)
- Сегодня мы с вами продолжаем работу над сложными словами.
3. Работа над темой урока.
1. - Что вы знаете о сложных словах?
- С какой целью они используются?
- Сегодня вы получите новые сведения о них.
2. Выборочное письмо.
- Послушайте текст. Выписывать будете только сложные слова.
На кухне у бабушки много помощников. Картофелечистка, соковарка, овощерезка, кофеварка. В большом шкафу у дедушки лежит стеклорез.
Задания: выделите корни и соединительные гласные, поставьте знак ударения.
- Во всех ли словах есть соединительные гласные? (нет)
-На какую часть корня падает ударение? (на вторую).
Вывод:
1. Соединительные гласные могут быть не во всех словах.
2. Написание первого корня может вызвать затруднение.
- Как проверить? (подобрать однокоренное слово).
4. Закрепление изученного материала.
1.- Сейчас вы будете образовывать сложные слова. Эту работу будете выполнять по вариантам.
1 вариант |
|
|
2 вариант |
||
мухо |
плод |
мухомор |
садо |
кос |
садовод |
корне |
лет |
корнеплод |
верхо |
люб |
верхолаз |
земле |
мор |
землекоп |
рыбо |
лаз |
рыболов |
само |
лов |
самолет |
сено |
вод |
сенокос |
стале |
коп |
сталевар |
книго |
кол |
книголюб |
фото |
вар |
фотокружок |
ледо |
лов |
ледокол |
птице |
кружок |
птицелов |
само |
кат |
самокат |
- Запишите сложные слова, выделите корни и подчеркните соединительные гласные, есть слова без соединительных гласных.
Проверка:
1 вариант - по учебнику упражнение 93 с. 41.
2 вариант - сами записывают на доске.
Прочитать орфографически.
2. Работа с учебником - упражнение 95.
- Прочитайте задание. Выполните самостоятельно. Проверка в парах.
- Какие еще средства передвижения вы знаете, в названии которых есть два корня? (вертолет, пароход, вездеход, паровоз, аэросани).
3. Работа с текстом.
- Прочитайте предложения.
Легкий аэроплан поднялся в воздух. Отважный летчик ведет самолет над ледяной пустыней.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? (да)
- Какое еще предложение можно добавить?
- Сделайте полный разбор одного предложения. (Заслушать).
5. Обобщение.
- Чтобы отгадать, какое слово здесь спряталось, нужно назвать сочетание слов одним сложным словом, вписывать в клеточку будем только первую букву.
1. Человек, занимающийся выращиванием плодовых деревьев. (Садовод).
2. Корабль, который ходит по Луне. (Луноход).
3. Аппарат для тушения огня. (Огнетушитель).
4. Стремительно падающий с высоты поток воды. (Водопад).
5. Станция для воздушных судов. (Аэропорт).
- Какое слово получилось? СЛОВА
- О каких словах мы сегодня говорили на уроке? (О сложных).
6. Контроль и проверка усвоения темы.
- Давайте составим логическую цепочку по системе знаний о сложных словах.
7. Домашнее задание.