Цели:

1). Образовательные:

а) ознакомить с понятием "этимология”, научить детей писать словарные слова (название птиц); 
б) научить приемам запоминания с опорой на наглядность, на ассоциации; 

в) уточнить представление учащихся о слоге как о части слова, о гласных и согласных звуках, развивать умение делить слово на слоги и правильно записывать слова, воспринятые на слух;

2). Развивающие:

а) обогащать словарный запас учащихся новыми словами;
б) развивать произвольное внимание;
в) развивать память, речь, познавательный интерес;

3). Воспитательные:

а) воспитывать чувство красоты, гармонии к родному языку;
б) осуществлять связь с жизненным опытом детей с их возрастными особенностями

ОБОРУДОВАНИЕ:

презентация Power Point;

проектор с экраном и со звуковыми колонками;

индивидуальные листы для оценивания работы;

строки стихотворения.

 

Ход урока


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

К нам на урок пришли мальчики. (Учитель вывешивает на доску рисунки мальчиков Ромы и Семы.)

Учитель: Прочитайте, как их зовут. Какие одинаковые звуки в этих словах? (Дети называют. Учитель выписывает на доску [о], [а], [м].)

– Какой звук лишний? Почему? (Учитель стирает [м].)

– Что скажете о звуках [о], [а]?

– Какими буквами записываются?

– Сегодня будем прописывать буквы о и а.

– Сравните, что общего? Чем различаются?

– Прежде чем писать, вспомним о посадке, разомнем пальчики.

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмем, 
Снова в кулачок сожмем.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.

– Возьмите ручки и пропишите показы.

– Подчеркните 2 буквы, которые получились самыми красивыми. Так красиво постарайтесь писать весь урок.

Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно
Слова, слова, слова … 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

1. Работа по теме урока

а) - Вспомните, ребята, что такое слог? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённым одним выдыхательным толчком.)

- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Отгадайте загадку.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный нос и два крыла, 
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
Угадали? Это … птица.

- Знаете ли вы, какие птицы покидают наши края с приходом осени?

б) (Запишем несколько слов- названия перелётных птиц и поделим эти слова на слоги)

Лас-точ-ки, жу-рав-ли, ле-бе-ди, гу-си, жа-во-рон-ки, со-ло-вьи.

- А сколько слогов в слове "дрозд”?

в) Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его умеем ли беречь? По настоящему ли нас увлекает изучение русского языка. Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь.

Слово обладает способностью обогащать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.

Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как Космос, Вселенная.

И сегодня поговорим об исконно русских звукоподражательных словах.

1. Чтение текста учителем

В зимний морозный день я иду по тропинке. Вдруг откуда-то издалека доносится тихий свистящий звук. Чем дальше я иду, тем громче становится звук. Он будто льётся на меня с неба. Что это?

Я осматриваюсь. Тропинка. Кусты. Впереди-огромный тополь. На его ветках сидят птицы. Каждая чуть больше воробья, оперенье розовое,а на голове – хохолок. Так вот кто издаёт сказочные звуки: "Свири-свири-свири!” Кажется, что поёт само дерево.

- Догадались, что это за птица?

Это свиристели, которые прилетают к нам только на зиму. 

2. Словарная работа

Свиристель (свири-свири-свири)

- В этом слове исторический корень свири - (мы его выделим пунктирной дорожкой). Современный корень свирист – (выделяем сплошной дорожкой). Родственное слово свиристеть. (запись в тетрадях)

3. Зрительный диктант.

(вставить пропущенную букву)

Св.ристели прилетели,
Принесли с собой метели.

(З. Александрова)

4. Птицы сами себя называют.

- Разные птицы подают голос по-разному. От звуков, которые они издают. Было образовано немало слов- названий птиц.

- Как вы думаете, какие птицы сами себя называют?

(синица,щегол, перепёлка, скворец, тетерев) 

- Синь-синь-синь! - распевает в погожий день синичка.

- Щег-щег-щег! - щёлкает щегол.

- Пел-пел-пел! – поёт перепёлка.

- Сквор-сквор-сквор! - кричит скворец

- Тер-тер! – говорит тетерев.

а) записать слова;

б) разделить на слоги;

в) поставить ударение;

г) определить количество гласных и согласных звуков

ФИЗМИНУТКА.Игра "Птицы” (Если что-то другое, дети топают ногами)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки,макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы,чижи.
Аисты,кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Ледеди и утки
И спасибо шутке!

5. Устная иллюстрация. Ролевое чтение детьми стихотворения В.Ерхова "Чьи вы?”

Звуки, которые издают птицы, человек соотносит со словами своего языка. Например, пение чибиса напоминает настойчивый вопрос Чьи вы?

1 ученик:

Шли мы лугом…
Из под ивы
Кто-то нас окликнул:

3 ученик:

Чьи вы?

1 ученик:

Дружно мы отозвались:
Сам сначала покажись!(Хором)

2 ученик:

Он из гнёздышка и вылез.
Чибис! (Хором) 

6. Этимология. Этимологический словарь.

Мы узнали, как возникли названия некоторых птиц. Наука, которая изучает происхождение, историю слов, называется Этимологией. 

То, что учёные узнали о происхождении слов, записано в словаре, который так и называется "Этимологический словарь”

IV. Закрепление изученного.

1. Люди подражают звукам, издаваемым этими птицами

Задание : попробуйте определить, как люди подражают звукам издаваемым птицами.

- Какие звуки издаёт воробей? (чик-чирик- чирикают) 

- Какие звуки издают сороки? (стрек-стрек- стрекочут)

- Какие звуки издают орлы? (клеек-клек-клекочут)

2. Выборочное списывание

Задание: выписать только те слова, которые образовались от звукоподражаний.

Шелестеть, ходить, цокать, расти, смотреть, жужжать. 

3. Творческое списывание

Задание: верните голоса птицам 

 

сороки

чирикают

свиристели        

клекочут         

воробьи

стрекочут

орлы

свиристят

 

V. ИТОГ УРОКА. 

Повторили всё, что знаем о……….. (слоге, слове.)

Познакомились …… (С этимологией, с этимологическим словарём, с русскими звукоподражательными словами)

Учились…. (делить слово на слоги, ставить в словах ударение, различать гласные и согласные звуки, записывали с комментированием, выполняли творческие задания)

VI. РЕФЛЕКСИЯ.

Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока.

Понял, могу помочь другим.

Понял.

Понял, но нужна помощь.

Ничего не понял.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (по выбору) 

Написать мини-сочинение "Почему так называют?”

Подобрать пословицы, поговорки, стихи.

Нарисовать птицу.

VIII. РЕЧЁВКА

Спасибо за старание
Ведь главное желание
А навык и умение
С годами к вам придут

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru