урок

Целевая установка: дать представление о словообразующей роли ударения; наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения, развивать умение правильно произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово,

учить различать части текста, составлять сказку по данному началу и концу, ввести в активный словарный запас учащихся слово с непроверяемым написанием сорока, оценивать результаты выполненных заданий.

План урока

1.Проверка домашнего задания. Кто составил скороговорку из ударных слогов слов? (рабочая тетрадь, упр. 13, стр.22)

2. Воспроизведение знаний об ударении и способах его определения в словах. Ответ на вопрос: Что такое ударение? Как определить  в слове товарищ ударение (слово написано на доске, но не произнесено вслух)?  Обсуждение: В каком словаре можно узнать о правильном произношении слова? Почему надо правильно произносить слова?

3.Упражнение в правильном произнесении слов (упр. 9 ,учебник, стр.43),  определение, по какому признаку распределены слова в три группы, составление предложений с любым из данных слов. Чтение рубрики Вспомни ( стр.43) и чтение подготовленным учеником стихотворения А.А. Шибаева «Буква Ё».

— Расскажи-ка,

Буква Ё.

Как твоЁ

ЖитьЁ-бытьЁ?

Буква Ё

ДаЁт

ОтчЁт:

— Ничего житьЁ

ТечЁт.

Я — ударная всегда!

— Ой-Ё-Ёй, Вот это — да!

 

4.Самостоятельное выполнение заданий упр. 12 ( рабочая тетрадь) и оценка правильности произношения слов по учебнику.

5.Наблюдение над словообразующей ролью ударения:

Выразительное чтение строк Я. Козловского (учебник, упр. 6, стр. 42). Выполнение заданий.

Сопоставление рисунков и слов (учебник, упр. 7) Обсуждение: что  помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?   

Выполнение письменного задания упр.7 или упр.10 ( рабочая тетрадь, стр. 21)

Нахождение  в толковом словаре значений  слов, различающихся ударением. Выполнение заданий упр.8 ( учебник) .

Работа со скороговоркой (учебник, упр. 10), выполнение заданий.

 6.Работа со словом сорока.  Выяснение значений слова сорока (1. Птица с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик — стрекотание. 2. Так называют болтливого человека), а также слов сорочонок, сорочий, по-сорочьи. Объяснение написания -оро- в этих словах. Списывание скороговорки или запись под диктовку одной из пословиц. (Сорока на хвосте весть принесла. Сорока без причины не стрекочет.) Обозначение в словах ударения, подчеркивание буквы гласного звука в ударном слоге.

(Дополнительный материал по слогообразующей роли гласных  дан в  рабочей тетради в упр. 9 и 11)

7.. Составление (устно)части сказки (учебник, упр. 11): чтение начала и конца сказки, обдумывание, о чем может говориться в основной части сказки, составление содержания (индивидуально) этой части и его обсуждение, подбор заголовка к сказке, запись последнего предложения из заключительной части сказки.

8. Итог урока: какова роль ударения в нашей речи? В каком словаре можно узнать, как правильно произносить слово? Можете ли вы ответить на вопросы из заданий Проверь себя?

9.. Домашнее задание: упр.9 (учебник, письменное задание),    подготовиться придумать  сказку по её началу и концу (учебник, упр. 11).

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru