Цели урока:

Учебные:

продолжить работу над изучением лексического значения слов;

закрепить знания о простых и сложных предложениях;

закрепить навык постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях;

закрепить понятие об этимологии слова.

Развивающие:

развивать умение конструировать сложные и простые предложения;

активизировать внимание к лексическому значению и этимологии слова.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету «Русский язык»;

воспитывать бережное отношение и любовь к слову.

Оборудование:

Словари С.И. Ожегова, В.Даля.

Слайды с изображением картин природы.

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент

Положительный настрой учащихся на работу.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Котёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над изучением лексического значения слов, закрепим знания о простых и сложных предложениях, знаках препинания в них . Обратимся к этимологии некоторых слов. А поможет нам в этом небольшое путешествие.

2. Подготовка к прогулке по лесу

– Отгадайте загадку, отгадка на нее поможет нам узнать, куда сегодня мы отправимся на     прогулку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостиной. (Лес)

Учитель: Верно, ребята, это лес.

– А какое лексическое значение имеет слово «лес»? (Ответы детей)

Обратимся к словарю Ожегова – «Лес» – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.

– Кто из вас бывал в лесу?

– Что интересного вы там видели?

– Что из увиденного вам запомнилось надолго? (Ответы детей)

Учитель: Лес – это не только огромные богатства страны, не только приятное времяпровождение на лоне природы. Лес хранит множество различных исторических тайн и секретов слов. Нам поможет разобраться в этих секретах наука этимология .

Этимология –слово греческое, что значит «истина», «истинное значение».

Сегодня мы будем знакомиться с истинным происхождением и значением некоторых слов. Итак, мы отправляемся на прогулку в лес.

1. В лес за загадками происхождения слов.

На доске записано предложение :

Яркие лучи солнца светили всю окрестность, и мы по извилистой дорожке отправились в сторону леса.

Учитель: Ребята, запишите предложение в тетрадь.

– Какое это предложение? Простое или сложное? Какое предложение называется сложным? Подтвердите свой ответ доказательством. (Это сложное предложение , потому что в нем две грамматические основы: лучи осветили; мы отправились)

– Как отделяются друг от друга простые предложения , входящие в состав сложного?

– подчеркните грамматические основы этого предложения.

– подберите схему, к которой относится это предложение.

Учитель: Мы очень часто в речи употребляем слово «дорога». Лексическое значение слова «дорога»– это полоса земли, предназначенная для передвижения. Но знаете ли вы о его происхождении? Как это слово появилось, как оно прочно вошло в наш язык?

Чтобы проложить дорогу, люди расчищали полоску земли от деревьев, кустарников, дерна (верхнего слоя земли с корнями растений).

Таким образом, слова «дорога» – это «продранное в лесу пространство, полоска земли, очищенная от леса». Любопытно, что слово «дорога» родственно словам «деревня», «дерево».

Учитель: Запишите следующее предложение:

Лесная тропинка вывела нас к чудесной березке, на которой заливался голосистый соловей.

Вопросы:

– Определите конструкцию данного предложения, оно простое или сложное? (Это сложнее предложение, так как в нем две грамматические основы: тропинка вывела, соловей заливался)

– Обозначьте части речи в данном предложении.

– Давайте обратим внимание на слова «березка» и «соловей». Лексическое значение слов «береза»–это лиственное дерево с белой корой и с сердцевидным листьями и «соловей»– буро-серая птичка семейства дроздовых, отличающаяся красивым пением.

Березка – получила название от светлой коры дерева. В языке, раньше, существовало слово «бер», что значит «светлый, ясный, белый». От слова «бер» вначале образовалось слово «берза», а затем уже «береза».

Соловей – корень «солв» имел значение «серый, с рыжеватым оттенком». После развития полногласия стало звучать «соловей». Замечательного лесного певца лесов и садов назвали соловьем по цвету его оперения.

Учитель: Запишите следующее предложение. Вставьте пропущенные буквы в словах и обоснуйте свой выбор. ( Ответы детей)

Как х..р..шо в л..су! В зарослях м..лины огромный бурый м..дведь лакомится яг..дами.

– Охарактеризуйте эти предложения.

Учитель: Обратите внимание на этимологию слов «малина», «медведь», «ягода».

Малина – считают, что в основу названия положен вид плода, состоящего из малых частей. Слово «малина» образовано от слов «малый», «маленький».

Ягода – образовалось от слова «яг» – «щечки» с помощью суффикса -од- . ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету ( яркие, румяные, красные), по форме ( круглые).

Медведь – это слово общеславянское. Медведь буквально – «медоед», «мед едящий». Медведя так называю потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мед.

Учитель:

А теперь, ребята, нужно отдохнуть. Давайте проведем физминутку.

Физминутка

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Учитель: Продолжаем нашу прогулку по лесу. Народная фантазия наградила лес всевозможными тайнами: люди верили , что в лесу живут таинственные существа, которые мешают или помогают человеку в трудных ситуациях.

Записываем следующее предложение.

На болоте, в самой глуши леса, живет героиня сказок Баба-Яга.

– Охарактеризуйте предложение (Простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное)

– Объясните постановку запятых в данном предложении (Запятыми выделены уточняющие слова)

– Найдите и подчеркните изученные ранее орфограммы, обоснуйте ответ.

Обратите внимание на слова «Баба-Яга», и «болото».

Баба-Яга – сказочное страшилище. Это исконно русское слово, означающее «ведьма». В этом слове произошло сращивание двух слов: «баба» – старуха; «яга» –злая. Буквально– злая женщина, мучительница. Но первоначально Баба– Яга была у славян очень милой женщиной,

«берегиней». Она была очень заботливой, а называли ее не Яга, а ласково Яшка.

Болото образовано от индоевропейского слова «балтас» , означающее «белый». Старославянское слово было «блато». Считают, что слово «болото» получило свое название по белому цвету растущих на нем мхов.

Учитель: Записываем новое предложение.

В чаще леса ребята заблудились, звали на помощь, и только эхо раздавалось в ответ.

Определите конструкцию этого предложения .( Это сложное предложение с двумя грамматическими основами: ребята заблудились, звали; эхо раздавалось)

Обратите внимание на слово «эхо». Это слово было заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, где эхо восходит к греческом «отзвук». Эхо – в греческой мифологии имя нимфы, которая в наказание за болтливость могла лишь повторять окончания слов, произнесенных другими.

Учитель : Наша прогулка завершается. Мы сегодня долго гуляли по лесу, а теперь пора вернуться домой и поделиться своими впечатлениями.

5. Подведение итогов урока

Рефлексия

– Что интересного узнали сегодня на уроке?

– Что вам хорошо запомнилось?

– Что такое этимология слова?

6. Домашнее задание

– Подготовьте по одному этимологическому толкованию слов.

7. Выставление оценок.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru