урок

Цель урока: сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием “Склонение”; способствовать формированию знаний об изменении имен существительных по падежам.

Развивающая: развивать мышление, внимание детей путем организации сравнения, анализа, обобщения.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.

Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, компьютер, экран для демонстрации презентации.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

1. Несколько учеников выполняют работу на карточках.

(Приложение 1)

2. Орфографическая минутка.

- Записать слова, объяснить орфограммы.

Молодёжь, съезд, река, класс, ночь, ключ, дела.

- Что можете сказать об этих словах?

- Что такое имя существительное?

- Найдите лишнее слово. (дела – мн. ч., ср. р.)

III. Самоопределение к деятельности.

Работа с предложениями.

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте предложения.

Карточка:

У него дело из рук валиться.

Без дела жить – только небо коптить.

Делу время, потехе час.

За правое дело стой смело.

За делом и день пролетит незаметно.

Пора поговорить о деле.

- Что заметили? (В каждом предложении повторяется слово дело.)

- Прочитайте первое предложение.

- Что это? (фразеологический оборот)

- Когда так говорим? (когда ничего не получается)

 

 

 

дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Задайте вопрос к этому слову.

- Назовите окончание.

 

 

что?

дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте второе предложение.

- Что это?

- Объясните смысл этой пословицы.

 

 

что?

дело

 

 

 

делa

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Задайте вопрос к этому слову?

- Назовите окончание.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте третье предложение.

- Что это?

- Объясните смысл этой пословицы.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

 

делу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Задайте вопрос к этому слову.

- Назовите окончание.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

чему?

делу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте четвертое предложение.

- Объясните смысл пословицы.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

чему?

делу

 

 

 

дело

 

 

 

 

 

 

 

 

- Задайте вопрос к этому слову.

- Назовите окончание.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

чему?

делу

 

 

что?

дело

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте пятое предложение.

- Объясните смысл пословицы.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

чему?

делу

 

 

что?

дело

 

 

 

делом

 

 

 

 

- Задайте вопрос.

- Назовите окончание.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

чему?

делу

 

 

что?

дело

 

 

чем?

делом

 

 

 

 

- Прочитайте шестое предложение.

- Объясните смысл.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

чему?

делу

 

 

что?

дело

 

 

чем?

делом

 

 

 

о деле

- Задайте вопрос.

- Назовите окончание.

 

 

что?

дело

 

 

чего?

дела

 

 

чему?

делу

 

 

что?

дело

 

 

чем?

делом

 

 

о чём?

о деле

- Что можно сказать об этих словах?

(форма одного слова)

- Что мы с вами сделали с этим словом?

(Изменили по вопросам)

- Такое изменение по вопросам называется изменением по падежам.

- Кто знает, как называются падежи в русском языке?

(Выслушать ответы детей, открыть названия падежей)

Именительный

 

что?

дело

Родительный

 

чего?

дела

Дательный

 

чему?

делу

Винительный

 

что?

дело

Творительный

 

чем?

делом

Предложный

 

о чём?

о деле

- Как вы думаете, что осталось закрытым?

(Вопросы, которые мы задаём к одушевлённым предметам)

Именительный

кто?

что?

дело

Родительный

кого?

чего?

дела

Дательный

кому?

чему?

делу

Винительный

Кого?

что?

дело

Творительный

кем?

чем?

делом

Предложный

о ком?

о чём?

о деле

Сообщение темы и целей урока.

- Кто может сказать тему нашего урока?

- Мы с вами будем учиться изменять существительные по падежам. Это называется склонением существительных.

Тема: Изменение имён существительных по падежам.

(склонение)

- Я раздаю опорные схемы, которые помогут вам запомнить название падежей, вопросы и слова-помощники.

(Приложение 2)

И.п

 

кто?

что?

Р.п.

нет

кого?

чего?

Д.п.

дать

кому?

чему?

В.п.

вижу

кого?

что?

Т.п.

горжусь

кем?

чем?

П.п.

думаю

о ком?

о чём?

V. Работа по теме.

Упражнение в склонении существительных.

- Отгадайте загадку.

Рыжая хищница
В курятник пришла,
Всех кур перечла,
С собой унесла. (лиса)

- Что можете сказать об этом слове?

(сущ., одуш., ед.ч., ж.р.)

- Просклонять слово лиса. (Коллективная работа. Один ученик у доски)

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

- Какое сейчас время года? (зима)

- Просклонять слово зима. (Один ученик на закрытой доске. Остальные в тетради.) Оказать индивидуальную помощь. (Проверка.)

Вывод.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Что значит изменить по падежам?

Вывод учебник с. 20

Упражнение в умении задавать вопросы.

- Каждый из вас сейчас проверит, насколько хорошо он умеет задавать вопросы к существительным.

- Прочитайте предложения на карточках, которые я вам раздала.

- Что вы заметили? (повторяется слово весна)

- В скобках вы должны написать вопросы к слову весна. Указать над словом падеж. Опорная схема вам поможет.

Карточка: В скобках ставьте нужные вопросы к слову “весна”. Укажите над словом падеж.

Скоро наступит (____________) весна. Каждая былинка чувствует приход (_______________) весны. Всякая букашка рада (_____________) весне. Мальчик написал песню (______________) о весне.

Проверка.

Итог урока.

- Что узнали?

- Чему научились на уроке?

- Впереди нас ждет трудная, но интересная работа. Мы будем склонять существительные, определять падеж и учиться писать безударные окончания имен существительных.

Приложение 1

I вар

Вставьте пропущенные буквы. Обозначить род.

Ланды.., кирпи.., помо.., товари.., молодёж.., скрипа.., ве.., пла.., гра.. .

II вар

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род существительных.

К..лючий ё.., л..тучая мы.., пр..стой к..ранда.., з..л..той клю.., д..р..гая ве.., т..жёлый бага.., х..лодный ду.., н..чная глу.., р..дная ре.. .

III вар

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род существительных.

Охотник н..чевал в домике л..сника. В полно.. он услышал жалобный пла.. . Охотник накинул пла.. и вышел во двор. Прямо перед его гл..зами м..лькнула л..тучая мы.. .

Приложение 2

Падеж

Вспомогательное слово

Вопрос

Именительный

 

Кто? Что?

Родительный

нет

Кого? Чего?

Дательный

дать

Кому? Чему?

Винительный

вижу

Кого? Что?

Творительный

горжусь

Кем? Чем?

Предложный

думаю

О ком? О чём?

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru