урок

Цель:

Развивать умение обобщать знания по теме; формировать умение употреблять глаголы в речи;

Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;

Воспитывать любовь к русскому языку, используя занимательные упражнения и задания на уроке.

Оборудование: карточки, название станций, рисунки, паровозик Знаний, ребусы, фразеологизмы.

Ход занятия

У. - Ребята, сегодня мы отправляемся на паровозике Знаний в город Глагольск, но чтобы туда добраться путь будет нелегким, но я думаю, что мы справимся.

- Итак, отправляемся? (дети стоят).

Д. - Да!

У. - Первая станция Оргмоментная.

(учитель называет слова: спины, руки, тетради, ручки…)

- Вы меня поняли?

Д. - Нет!

У.

(Учитель называет другие слова: выпрямились, посмотрели, поздоровались, сели)
- А теперь поняли?

Д. - Да.
У. - Что объединяет слова второй группы? 
Д. - Это слова – глаголы.
У. - Что мы называем глаголом?

Подъезжаем к станции Темо-урочной.

- Как мы смогли убедиться, без глаголов наша речь непонятна, бедна, а глаголы делают её ясной и более понятной. Сегодня мы с вами обобщим все, что уже узнали о глаголе.

У.

- Отправляемся дальше и попадаем на станцию Временная.
- На этой станции мы передохнем и выполним задание (задания написаны на клейких листочках и приклеены на доску около каждой станции).

Работа в парах:

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распредели глаголы по временам:

Помогаю, писал, буду варить, сказал, поливаю, одел, найду, испеку, несла, буду петь, расскажу, убрал, напишу, стираю, съел, спишь, летим, читаете.

У. - Как узнать, что глагол стоит в прошедшем времени?
Д. - По суффиксу "Л”
У. - Поехали дальше?
Д. - Да!

У.

- А на пути встретилась станция Лицо-число-родовая,
- А здесь вот какое задание, только для учащихся I ряда.

Определите лицо, число, род глагола:

Глаголы

Лицо

Число

Род

белеет

 

 

 

вспоминают

 

 

 

сверкал

 

 

 

молчишь

 

 

 

заговорю

 

 

 

играли

 

 

 

прилетел

 

 

 

ходит

 

 

 

голосовать

 

 

 

У. - Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам?
Д. - Глаголы Н.В. и Б.В. изменяются по лицам и числам.
У. - А, что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени?
Д. - Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам, в единственном числе.
У. - Ребята, вы устали?
Д. - Конечно.
У. - Давайте, выйдем из паровозика на природу и сделаем физминутку, так как у нас станция Физминутная.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть и терпеть,
И конечно, не забыть
Два глагола – брить, стелить.

(Дети выполняют разные движения)

У. - А почему такая физминутка?
Д. - В физминутке все глаголы – исключения.

У.

- Отдохнули? Отправляемся в путь до станции Спрягательной. 
- А задание такое.

Работа в группах.

Распредели глаголы по спряжениям:

1 спряжение

2 спряжение

 

 

 

 

Встречать, грузить, зависеть, сверкать, держать, успеть, потушить, краснеть, ходить, обидеть, искать, бежать, укреплять, любить, учить, потерять.

У. - Что же такое спряжение?
Д. - Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.
У. - Путешествие продолжается – станция Ребусовая.

- Ребята, задание такое – отгадать ребусы, на какие вопросы отвечают слова и что можно определить по этим вопросам? (ребус отгадывают и определяют вид глагола).

 

У. - А вот мы и подъезжаем к станции Нечастичная.

- Задание для учащихся III ряда.
- В пословицу нужно правильно вставить частицу – НЕ –

Без правды ---------- живут, а только маются.

 

Правда в огне --------- горит и в воде -------- тонет.

 

---------правдою свет пройдешь, да назад воротишься.

У. - Как же пишется –НЕ- с глаголами?
Д. - Раздельно.
У. - А в каком слове частицу –НЕ- вы написали слитно?
Д. - Неправдою, так как это имя существительное.

У.

- Встречаем станцию Неопределенную.
- А, что же здесь за задание?

Д. - Фразеологизмы.
У. - Как сказать по-другому?

ОБВЕСТИ ВОКРУГ ПАЛЬЦА – ОБМАНУТЬ
ВЫБИТЬСЯ ИЗ СИЛ – УСТАТЬ
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ – ЗАПОМНИТЬ
КЛЕВАТЬ НОСОМ – ДРЕМАТЬ

У. - Что вы можете сказать о глаголах – дремать, запомнить, устать, обмануть?
Д. - Все глаголы в неопределенной форме и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

У.

- Ну, и последняя станция Прощальная.
- А здесь записочка: "Попрощайтесь с частью речи – глаголом”.
- Прежде чем попрощаться, мы вспомним все морфологические признаки глагола.

Д. - Время, число, род, лицо, спряжение, вид.
У. - Вот мы и оказались в городе Глагольске.

Итог занятия.

У.

- Каким был путь к этому городу? 
- На какой станции вам больше понравилось отдыхать? 
- Давайте помашем рукой и скажем: "До свидания” нашей изученной части речи и будем ждать знакомства с новой частью речи русского языка.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru