урок

Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развивать фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение.

Оборудование: плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и о звуке; магнитофон, кассета с аудиозаписью различных звуков; карточки слов.

Ход урока-праздника

Вступление.

Отгадайте загадку:

Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет   будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане сохраниться.
Если где услышим стук,
Значит, к нам добрался... (звук).
С. Ефремов.

(Звучит фонограмма)

– Прослушайте внимательно запись, назовите услышанные звуки:

а) льётся вода из-под крана;
б) звенит колокольчик;
в) тикают часы;
г) школьная столовая в разгар обеда;
д) птичьи голоса;
е) учащийся читает отрывок из стихотворения «Унылая пора»;
ж) музыкальный отрывок из произведения Чайковского «Времена года»;
з) плач ребенка.

Слово учителя:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого phone (фон), что означает «звук».«Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова».

– А как звуки научились превращаться в буквы, т.е. «одеваться», мы узнаем из сказки:

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители-невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видным и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

– Ребята, а где мы можем увидеть звуки в своих волшебных платьях? (В алфавите)

– В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

Исполняется песня «Алфавит»

Фонетические диалоги

Гласные – согласные.

1-й уч.:

Мы не буквы, мы – звуки речи, 
Изучает фонетика нас.

2-й уч.:

Мы не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.

1-й уч.:

Дыхание свободно в каждой гласной,
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.

2-й уч.:

А согласные… Согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Учитель: – На какие две группы делятся звуки?

– (Гласные и согласные).

Сценка «Кто важнее?»

Ведущий: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.

Гласные: А вот и получится! Например, м.

Согласные: Разве только одно м,  а больше ничего?

Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные: (поют и смущённо умолкают) [..о..е..и..а]

Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?

Высказывание (плакат):

Гласные – это река, 
А согласные – её берега, 
Реки без берегов не бывает.

(Исполняется песня «Гласные-согласные»)

Игра «Один звук, марш!»

Ведущий.

Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!»

1) Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – го[]сть.

всласть – власть

          

экран – кран

краска – каска

 

полк – пол

склон – слон

 

беда – еда

тепло – тело

2) Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза - гроза.

стол – столб

          

шар – шарф

лапа – лапша

 

рубка – трубка

укус – уксус

 

клад – склад

дар – удар

 

усы – бусы

З) Сейчас вам следует в данных словах заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж.

ногти – когти

          

зубы – губы

          

галка – палка

          

булка – будка

 

киска – миска

 

орел – осёл

лапка – лавка

 

песок – лесок

 

клин – блин

свет – цвет

 

тоска – доска

 

полено – колено

 

дамочка – мамочка

Ведущий:

Продолжаем мы играть, 
Чтобы многое узнать.

«Весёлые рифмы про ударение»

Сценка «Ударение»

(Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.)

– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама:

– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

– А я лекарство принял. А здесь написано... (читает).

– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пи щи, а не пищи.

– Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

1-й уч.:

Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!

2-й уч.:

И молоток стучит, стучит, 
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток, 
Тук! – и ударил в безударный слог...
И сразу же исчез огромный за мок
И появился маленький замок.

3-й уч.:

Послушай, молоток,
Не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем,
Громче всех произнесём!

Учитель:

Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар!

Фонетические головоломки.

1-й уч.:

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь в конфету. (И рис – ирис)

2-й уч.:

Я – сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (А тлас – атлас)

3-й уч.:

Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руки окуни.
Не бойся, это... (Окуни – окуни).

Учитель:

– Усваивая звуковые «портреты» слов, нужно относиться к звучащему слову, как к некоему живому организму, в котором бьётся его сердце – ударение.

(Исполняется песня «Перепутаница»).

Домашнее задание

«Егоркины скороговорки»

– Скороговорки – это ради забавы придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчётливо, не запинаясь. Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.

Ведущий:

Я сегодня была в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставила б пятерки!
Повторяйте, детвора:
– Посреди двора дрова.
– Жук, над лужею жужжа,
ждал до ужина ужа.
– В переменку перепел 
Перепёлку перепел!
– Лилии полили ли
Иль увяли лилии?
– Аня ныне нянина,
Нина няня Анина. 
– Мамами любимы мы – 
самыми любимыми!
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке 
За его скороговорки,
Всем поставите пятерки!

Занимательная минутка

Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке «Летели лебеди с  лебедятами»?

Скороговорки, которые были даны детям на дом:

Все бобры добры до своих бобрят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

У пенька опять пять опят.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема

Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон. 
Как в капюшоне он смешон.

Игра «Найди ошибки».

Учитель читает:

Пришёл из школы Лев Кузьмич,
Стал проверять тетрадки,
И целый вечер Лев Кузьмич.
Отгадывал загадки.
Он долго думал, например,
Раскрыв тетрадку Тани,
Что это значит: «Музыкант
Играет на баране?»
Ах, неужели гвозди
Вбивают... молоком
(Написано у Кости
О чуде таком?)
А кто-то тяпкой вытер стол!
(Ах, неужели тяпкой?)
А кто- то каской красит пол!
(напрасно, лучше шапкой.)
А кто-то пишет: «Наш каток
Такой хороший, гадкий...»
– Ай-ай, – промолвил педагог
и отложил тетрадки...

Учитель: Давайте поможем Льву Кузьмичу исправить ошибки ребят. (карточки)

Учитель: Я думаю, Вы будете со мной согласны, что каждый образованный человек должен соблюдать нормы орфографии и орфоэпии, т. е. быть грамотным.

(Исполняется песня «Грамотей»)

Заключительное слово учителя:

– Добрые, красивые и грамотно написанные слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.

Язык достался нам от многих поколений живших на Руси людей. И мы должны передать его следующим поколениям таким же чистым, живым, сверкающим и богатым, каким он достался нам!

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru