урок

Цель: формирование системы знаний о части речи имя прилагательное.
Задачи:

повторить изученный материал об имени прилагательном путем наблюдения, сравнения, обобщения;

развивать коммуникативные навыки, умение творчески мыслить, воображать;

воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карточки с заданиями, листы с кляксами, книга Т.Рик «Доброе утро, имя прилагательное», презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ищу слова певучие,
Народные, иконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.

В.Вырксен

– Ваши впечатления?
– Чем понравилось?
– Каких частей речи больше?
– Какова же тема урока?
– Давайте посчитаем имена прилагательные.
– Самую важную информацию мы получаем от двух частей речи: имен существительных и глаголов. Но, то, что выражается этими важными частями речи, нуждается в дополнительной информации и эмоциональной окраске. Для этого существуют имена прилагательные. Вспомним грамматические признаки имен прилагательных.
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Как проверить безударный гласный в окончании прилагательного?
– Какую роль играют имена прилагательные в предложении?
– В каком тексте имена прилагательные являются ключевыми словами? 
– Теоретические знания закрепим на практике.

II. Минутка чистописания

– Составьте «цепочку» букв из окончаний имен прилагательных в следующем порядке: м.р. ––> ж.р. ––> ср.р.

ойыйий
аяяя
оеее

– Запишите по одному слову для доказательства. Устно зачитываем.

III. Словарная работа

По имени прилагательному определите имя существительное.

Прекрасная, солнечная, морозная (погода)

Сладкий, яблочный, горячий, шоколадный (пирог)

Белые, легкие, пушистые, кучевые (облака)

Свежая, русская, интересная, ежедневная (газета)

Новое, меховое, дорогое, теплое (пальто)

(Учитель зачитывает словосочетания, ученики записывают соответствующие существительные посередине листа в столбик.)

Проверка по слайду.

– Что скажите об этих словах?
– На какие группы разделите?
– Какое слово «лишнее»?

2) Работа с синонимами и антонимами.

– Что такое синонимы? Что такое антонимы?

Учитель называет словосочетание, учащиеся записывают синоним слева от слов, антонимы справа.

холодная  – морозная погода – теплая
обалденный, приятный, необыкновенный – вкусный пирог – невкусный
воздушные – легкие облака – тяжелые
российская, наша – русская газета – иностранная
только купленное – новое пальто – старое

– Антонимы и синонимы делают нашу речь более выразительной, живописной, усиливают эмоциональность речи.

IV. Работа с текстом в парах

– Прочитайте текст.
– Ваше мнение?
– Какую работу предложите?
– Устно работаем с орфограммами.

Самостоятельно в парах украшают текст именами прилагательными.

Карточки.

Прекрасен … лес зимой. … деревья покрыты … хлопьями снега. Все ветки в … инее. … солнце освещает верхушки … деревьев.

Прослушиваем несколько вариантов нового текста.

Вывод: Текст – описание зимнего леса и стал ярким, выразительным, живописным, благодаря именам прилагательным.

– Выбрать из текста словосочетания существительное + прилагательное, определить грамматические признаки (число, род, падеж)
– Устно проверяем.

Вывод: Имя прилагательное согласуется с именами существительными в роде, числе и падеже. Такая связь называется согласованием.

V. Физкультминутка для глаз и тела

VI. Творческая работа в группах

«Кляксография» (листы с кляксами)

Каждая группа получает лист с кляксами, дорисовывают ее до предмета, образ которого она напоминает, и подбирают к своему предмету как можно больше имен прилагательных. Эти смешные герои помогут вам фантазировать. Каждая группа вывешивает лист на доску и зачитывает имена прилагательные.

VII. Рефлексия в виде игры «Веришь – не веришь»

(Веришь – рука поднята, не веришь – рука опущена)

– А верите ли вы, имя прилагательное обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?
– А верите ли вы, что род имени прилагательного зависит от имени существительного?
– А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания имен прилагательных?
– А верите ли вы, что имена прилагательные женского рода имеют окончания ый, ой, ий?
– А верите ли вы, что имена прилагательные среднего рода имеют окончания ое, ее?
– А верите ли вы, что у имен прилагательных во множественном числе можно определить род?
– А верите ли вы, что хорошо усвоили эту тему?
– Тогда я вам желаю такого настроения и таких оценок на контрольной работе по изученной теме.

VIII. Домашнее задание

Составить мини-текст – описание того предмета, который получили из кляксы.

– Спасибо за работу!

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru