урок

Задачи:

Наблюдение за грамматическими признаками слов на основании смыслового вопроса.

Повторение изученного во 2-м классе.

Знакомство с понятием "Части речи”.

Знакомство учащихся с общими признаками выделения частей речи.

Учить выделять общие и различительные признаки между самостоятельными и служебными частями речи.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Ситуация успеха

Задание: Никита выполнял в тетради задание учителя и сделал такую запись:

 

Признак предмета

Что делатьЧто сделать?

Имя существительное

Название предмета

КтоЧто?

Глагол

Действие предмета

КакойКакаяКакоеКакие?

Имя прилагательное

 

– Как вы думаете, какое задание выполнял Никита?

– Никита должен был вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

– Правильно ли он его выполнил?

– Задание выполнено неверно, нужно исправить.

Работа на доске

Ученики восстанавливают правильное соотношение значения, вопросов и названия изученных частей речи.

Ситуация сбоя

Давайте выполним такое задание: даны группы слов, которые вы запишите в нужный столбик:

настоящий, иметь, друг
у, морской, краб, нога
ходил, зоопарк, в, видел, и медведь, белый
на, небо, светить, солнце

Три ученика работают на доске, остальные в тетрадях.

– Какой вывод вы можете сделать?

– Не все слова можно записать в таблицу. Есть слова, которые не подходят ни в один столбик, потому что они являются другими частями речи, которые здесь не указаны.

Это слова: у, в, и, на.

– Можно ли назвать словами то, что вы не выписали? Почему?

– Это тоже слова, потому что без них нельзя составить предложения.

– Зачем нам нужны такие слова?

– Для связи слов в предложении.

– Давайте из каждой группы слов составим предложения и запишем их в тетради.

Дети пытаются составить предложения, работая в группах по 3 – 4 человека.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

– Каждая группа выдвигает свои предположения.

– Что не получилось? Почему?

– Не хватает слов.

– Давайте попробуем добавить по одному слову в каждое предложение.

– Получились предложения:

Хорошо иметь настоящего друга.
У морского краба десять ног.
Я ходил в зоопарк и видел белого медведя.
На небе светило солнце.

– Можем ли мы при составлении предложений обойтись без этих слов, (например, в последнем предложении)?

– И да, и нет.

– Зачем нам нужны эти слова?

– Чтобы сделать речь более выразительной.

Введение понятия "Части речи”

– Какие части речи вы знаете?

Давайте прочитаем информацию в учебнике (стр. 145 внизу).

– Дети перечисляют части речи, с которыми они уже знакомы.

– Дети читают правило о том, какие бывают части речи.

Работа с Дидактическим рисунком

Знакомство с системой частей речи русского языка.
Работа по учебнику стр. 146–147 выполняется фронтально устно.

– Рассмотрите рисунок торта.

 

– Сколько всего частей речи в русском языке?

– Сколько самостоятельных частей речи?

– 10

– Сколько служебных частей речи?

– 6

– Давайте рассмотрим слои нашего торта.

– 4

– Догадайтесь, что "спрятано” в первом слое торта?

– Общее значение слов, относящихся к данной части речи.

– Что спрятано во "втором” слое торта?

– Вопросы, на которые отвечают слова данной части речи.

– Что спрятано во "третьем” слое торта?

– Грамматические признаки каждой части речи.

– Что спрятано во "четвёртом” слое торта?

– Какими членами предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи.

Дидактическая игра

– Глядя на рисунок, догадайтесь, какую часть речи я задумала: слова этой части речи обозначают количество или порядок при счёте, отвечают на вопросы – сколько? Какой? Какая?, можно определить, оно количественное или порядковое, а в предложении бывают подлежащим, дополнением или определением.

– А теперь, давайте, кто-то из вас загадает часть речи всему классу

– Это числительное.

– Посмотрите на второй и четвёртый слой служебных частей речи.

– Дети по очереди загадывают классу части речи, а все отгадывают.

– Подумайте, чем различаются самостоятельные и служебные части речи?

– Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.

* Дополнительное задание (если останется время)

Письменное выполнение упражнения 4 на стр. 148 самостоятельно (выписать из стихотворения любые 5 разные части речи).

Пр.: Я (кто?) – местоимение

Итог урока

– Что такое части речи?
– По каким признакам они определяются?
– На какие две большие группы делятся?
– Чем различаются части речи между собой?

Домашнее задание

Пользуясь рисунком "Торт” придумать и записать 3 предложения, определить в них все части речи.

Оценивание работы учащихся на уроке.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru