урок

Цели урока:

1) формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления;
2) формировать навыки изложения устной речи на письме, развивать речь, познавательные процессы;
3) воспитывать отношение к письму, как к духовной ценности, воспитывать чувства доброты и отзывчивости к адресату, уважение к работникам почты.

Оборудование компьютер, экран, коллекция марок, конверты, бумага для написания писем, открытки, книга Э. Успенского "Дядя Федор, пес и кот”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Сообщение темы и целей урока. 

Ну, скажите-ка, ребята,
Знаете, наверняка,
Что путешествует без крыльев,
А говорит без языка? 
Ну, конечно же, письмо
Посмотрите вот оно.
(демонстрация письма)
На уроке состоится 
Разговор очень важный,
Как оформить, отравить
Наш конвертик бумажный?
Как письмо написать,
Как спросить, как ответить?
Вот об этом сегодня 
Побеседуем, дети.

3. Вступительная беседа.

Ребята, а вы получали когда-нибудь письма?
(ответы детей)
Какие чувства вы при этом испытывали?
(ответы детей)
Конечно, получать письма очень приятно, как и отправлять.
Как вы думаете, что же такое письмо?
(ответы детей)
Обобщение ответов учителем 
Письмо – это форма общения, это беседа с другим и с самим собой.
А еще письмо – маленький путешественник.

4. Практическое задание. 

Ребята, посмотрите на экран и расскажите, как путешествует письмо? 
(ответы детей)

5.Сообщение сведений из истории развития почты. 

А вы знаете, ребята, что почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, они оставляли письма в каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся забирали послания в Европу.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге в 1848 году.

А вы знаете, ребята, что в прошлом доставляли письма голуби-почтальоны. Письмо привязывали к ноге голубя. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. А в Японии вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы не схватят его.
Еще существовала морская почта. Моряки запечатывали свои послания в бутылки и бросали в океан.
Русская почта является одной из старейших в Европе. В XVIII веке появились гонцы и посыльные, доставляющие донесения на лошадях с ямщиками. Почтовые станции назывались ямы. Там гонец отдыхал, менял лошадей и затем продолжал свой путь. Гонцов стали называть ямщиками.

6. Знакомство с правилами письма.

А сейчас мы, ребята, познакомимся с правилами написания письма, а для этого отправимся вместе с письмом в путешествие по разным странам.
Итак, мы находимся в России. 
В русском языке слово "письмо” восходит к глаголу "писать” и показывает, что-то написанное. Писать следует четко, понятно, вежливо, доброжелательно и скромно. Ведь письмо это не сцена, где демонстрируют модную одежду.
А сейчас мы отправляемся в Англию. 
В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает "буква”. Когда вы пишите письмо, надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и четкие, чтобы в конце слова не скатывались как капли с крыши.
А теперь мы побываем в Германии. 
В немецком языке письмо называют словом DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает "короткий”. Письмо как сочинение должно быть коротким. Сами размеры конверта говорят о том, что письмо не надо писать чересчур подробно. Нужно писать сжато, но все же полно по содержанию.
Какие же правила письма вы запомнили?
(ответы детей)

Вывод. 

Писать следует четко, понятно, вежливо, доброжелательно и скромно.

Когда вы пишите письмо, надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и  четкие.

Письмо как сочинение должно быть коротким. Нужно писать сжато, но все же полно по содержанию.

7. Знакомство с этическими законами переписки.

Ребята, сейчас я хочу прочитать вам письмо, которое написал мальчик по имени дядя Федор. Вы, конечно, догадались, из какой это книги. Это книга Эдуарда Успенского "Дядя Федор, пес и кот”.

Чтение учителем отрывка из книги Эдуарда Успенского "Дядя Федор, пес и кот”.
Почему мама и папа мальчика, прочитав письмо, упали в обморок?
Почему мы смеялись, когда читали это письмо?
(ответы детей)
Между людьми, ведущими переписку, соблюдаются определённые правила, законы. Законы эти устанавливались веками. Их можно назвать этическими законами переписки.
Как вы думаете, какие это законы?
Можно ли прочитать письмо, если оно адресовано не вам?
Обязательно ли отвечать на письмо?
(ответы детей)

Вывод. 

Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их.

Нельзя читать чужие письма.

Нельзя оставлять письмо без ответа.

Бумага и конверт должны быть чистыми.

8. Физминутка 

(Исполнение танцевальных движений под музыку Песенки почтальона)

9.Знакомство с видами письма по содержанию.

Письма, ребята, бывают разные. В зависимости от содержания их можно разделить на группы. Ребята, как вы думаете, на какие группы можно разделить письма по содержанию?
(ответы детей)

Вывод с краткой характеристикой каждого вида письма 

Письмо деловое
Письмо личное
Письмо – поздравление
Письмо – просьба
Любовное письмо
Благодарственное письмо
Письмо – обращение 
Письмо – рассказ
Телеграмма – срочное, краткое письмо
Электронное письмо 
СМС

10. Знакомство со структурой письма

Каким бы по содержанию не было письмо, в нем можно выделить три части.

Обращение. Например: "Дорогие бабушка и дедушка!”

Основная часть (вопросы, просьбы, рассказ о каких-либо событиях, поздравление, пожелание).

Прощание и подпись (дата).

Все части в письме должны быть четко выделены.

11. Составление письма – поздравления.

Сегодня мы узнали о том, какие бывают письма, какие существуют правила написания письма и законы переписки, познакомились со структурой письма.
А сейчас давайте самостоятельно попробуем составить письмо – поздравление. Написать хорошее письмо – это настоящее искусство.
Итак, с чего мы начнем?
(ответы детей)
Подумайте, кому вы адресуете свое поздравление. Обращение – это первая часть письма.
Вторая часть – основное содержание. Подумайте, как вы будете обращаться к тому, кому вы пишите: на "ты” или на "Вы”? Отчего это зависит?
(ответы детей)
Подберите для поздравления самые добрые, самые сердечные, самые радостные слова.
Последнюю часть письма тоже надо выделить. Это слова прощания, подпись и дата написания письма.

Самостоятельная работа по составлению письма – поздравления.

12.Знакомство с правилами оформления конверта.

Итак, мы написали поздравление, но оно еще не является письмом. Поздравление необходимо вложить в конверт.

А вы знаете, ребята, что первый конверт появился в Англии в 1820 году. В то время было модно писать письма на бумаге размером с визитную карточку. Но на маленьком листке не хватало места, чтобы написать адрес. И тогда хозяин бумажного магазина Бревер изготовил нечто вроде мешочка, для вкладывания писем. Мешочки и стали называться конвертами.
Прежде, чем подписать наш конверт, давайте вспомним, кого мы называем адресатом, а кого отправителем?
(ответы детей) 
А теперь давайте подпишем наши конверты. Я попрошу вас быть внимательными.

Адресат указывается в правой половине конверта и отвечает на вопрос КОМУ. Адрес указывается ниже и отвечает на вопрос КУДА.
Обязательно надо указать от кого и откуда это письмо. Как вы думаете для чего это необходимо?
(Для того, чтобы письмо могло вернуться обратно, если не найдет своего адресата.)
Так же нужно написать почтовый индекс. В почтовом индексе 6 цифр. Первые 3 цифры в индексе обозначают республику, область, город. Три последние – номер почтового отделения. Индекс помогает работникам почты при сортировке писем.
Письмо уже почти готово отправиться в путешествие, но ему необходим "билет”. Билетом для письма является почтовая марка. Марки бывают разные (демонстрация) маленькие и большие, простые и цветные. Первые марки появились в Англии в 1840 году. В нашей стране почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году.
Ну, теперь наше письмо готово к отправке и по окончанию нашего урока мы отнесем их в почтовое отделение.

Итог урока. 

Я очень надеюсь, что этот урок был для вас полезным.

И хочу, чтобы мы все вместе прочитали заключительные слова.

ПИШИТЕ ПИСЬМА!

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru