урок

Цели урока:

Обучающие: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.

Развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости учащихся, умение работать в парах.

Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

1. Орг. Момент.

- Здравствуйте. Рада приветствовать вас на нашем любимом уроке - уроке русского языка. Надеюсь, сегодня мы откроем для себя еще одну тайну великого русского языка.

2. Чистописание.

- Посмотрите на доску. Какие буквосочетания мы будем тренироваться сегодня писать? (цы, ци)

- Зачем нам это нужно? ( Чтобы писать красиво и аккуратно)

Пропишите эти сочетания. На какие особенности написания нужно обратить внимание?

3. Актуализация знаний.

- Почему именно этими буквосочетаниями мы начали урок?

- Попробуйте назвать слова, в которых встречаются эти сочетания букв. (варианты ответов)

- Как правильно написать слово "цифра" или "цирк"

- Каким правилом вы руководствуетесь?

Давайте вспомним орфографические правила, которые помогают нам писать грамотно. Работаем в парах несколько минут.

- А теперь попробуем записать эти правила на доске.

(учитель записывает правила, называемые учениками, получается схема)

 


 

- На какие группы можно разбить все орфограммы? (орфограммы корня, суффикса, приставки)

- Нашли ли мы правило написания буквосочетаний ЦЫ и ЦИ? (нет)

- Какие звуки мы слышим после [ц]? (звук [и])

- Как быть? (вывести необходимое правило)

4. Изучение нового материала.

- Понаблюдайте за словами и разделите их на три группы (на карточках у учеников и на доске)

ЦИРК, СИНИЦЫ, СЕКЦИЯ, ЦИРКУЛЬ, СКВОРЦЫ,

АКАЦИЯ, ЦИФРА, ПТЕНЦЫ, СТАНЦИЯ

Распределение слов по столбикам:

Цирк

синицы

секция

Циркуль

скворцы

акация

Цифра

птенцы

станция

- Что общего у всех слов первого столбика? (Во всех словах звук [ы] обозначен буквой и, во всех этих словах орфограмма в корне)

- Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне слова?

- В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика?

- Какой буквой обозначается звук [ы] после [ц] в окончаниях слов?

- Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика?

- Что объединяет слова третьего столбика? (в словах, оканчивающихся на -ция пишется буква и)

- От чего зависит выбор буквы ы или и? (Оттого, в какой части слова находится орфограмма)

- Попробуйте сформулировать правило, какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?

Давайте проверим наши предположения и прочитаем рубрику "Тайны языка" в учебнике на стр. 102 (чтение про себя и несколько раз вслух)

- Можно ли сказать, что мы были правы?

Слова-исключения: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках, цыкать

Запомним погворку-помощницу: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

Мы узнали правило, что дальше? (Нужно научиться его применять)

- Есть предположения как это сделать? (ответы учащихся)

- Молодцы. Прочитаем рубрику "Учись применять правило". Все ли мы правильно сказали?

Нам встретились новые слова циклон и цилиндр. Как можно узнать значение этих слов? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре)

- Давайте попросим двоих учеников посмотреть значение этих слов в словаре и познакомить нас.

5. Физкультминутка.

Если я говорю слово, в котором есть сочетание ци мальчики приседают, если в слове нет сочетания ци - приседают девочки: циркач, клоун, циркуль, карандаш, цифра, один, птицы, синица.

6. Первичное закрепление.

Осталось потренироваться в применении правила.

Дифференцированное задание: слабые ученики выполняют упражнении в варианте учебника (с.103 №1) - классифицировать слова по месту нахождения орфограммы, сильные - сначала выбирают необходимые слова из текста, а затем выполняют классификацию.

(Росла циркач в лесу спицы дикая куницы яблоня. Осенью цыпленок упало традиция с нее циклон яблоко. Птички цыган склевали рукавицы яблоко. Зёрнышко нарцисс спряталось зайцы в землю концы. Весной цыплячий солнышко цилиндр пригрело цыкать мокрую землю. Зерно акация проросло.)

- Какие слова из тех, о которых говорилось в правиле, окажутся не выписанными? (слова на -ция)

Выполнение проверки устно, фронтально.

С. 103 упр.№2.

Следующее упражнение выполняем устно. Читаем слово и объясняем какую букву и почему нужно вставить.

7. Рефлексия.

- Поднимите руку, кто получил сегодня на уроке новые знания.

- Что нового узнали?

- Чем занимались на уроке?

- Можем ли дополнить схему, составленную в начале урока?

- К какой группе орфограмм можно отнести написание звука [ы] после [ц]?

- Кто может повторить изученное правило?

- В каком блоке работали? (правописание)

Зачем учиться правильно писать?

8. Выставление оценок, домашнее задание.

Домашнее задание - в тетради на печатной основе потренируетесь в применении нового правила.

- Большое спасибо за урок.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru