урок

Цели:

усвоение алгоритма рассуждения при написании сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу;

развитие умения распознавать в словах шипящие звуки;

развитие внимания, памяти, мышления; воспитание бережного отношения к слову.

Ход урока

1. Настрой на урок, обучение самовнушению

- Ребята, представьте все стороны вокруг вас. И в каждую сторону мысленно пошлите пожелания:

«Мир, любовь, добро всем, кто справа от меня; мир, любовь, добро всем, кто слева от меня; мир, любовь, добро, всем, кто впереди меня; мир, любовь, добро всем, кто, сзади от меня».

Повернитесь лицом друг к другу произнесите вслух: «Я желаю тебе всего самого доброго!»

2. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.

Ж     Ш

 

Ч      Щ

жизнь тишина чаща щука час

- В каком слове количество букв не соответствует количеству звуков? (жизнь)

- Какие слова нельзя перенести с одной строки на другую? (жизнь, час)

3. Постановка темы и целей урока

- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на строчки чистописания. Они сообщают тему урока. Сформулируйте ее. (Написание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу)

- Задайте вопросы по теме, на которые вы знаете ответ.

(-Какие звуки называются шипящими?

 

- Почему они так называются?

 

- Сколько шипящих звуков в русской речи?

 

- Какие из этих звуков твердые, какие мягкие?

 

- Какие буквы служат для обозначения этих звуков?

 

- Какие правила русского языка связаны с шипящими?)

4. Повторение пройденного материала.

а) Письмо по памяти.

Запомните стихи. Выпишите слова с сочетаниями:

1 вариант - жи ши;
2 вариант -ча- ща;
3 вариант - чу щу.

1 вариант:

Жи да ши, жи да ши
С буквой « и» всегда пиши: 
Мыши, ежики, ужи, Лужи, крыши и моржи.

вариант:

Ча и ща, ча и ща,
Роща, чаща и свеча, 
Пища, туча, саранча — 
С буквой «а» и ча и ща.

3 вариант:

Сочетания чу и щу
Пишем только с буквой «у» 
Чудо, щука, ухвачу,
И кричу, лечу, хочу.

(Проверка выполнения задания)

Физминутка «Падают снежинки».

«Снежинка» покачивается в воздухе вправо - влево - вправо. Подул ветерок, «снежинка» полетела вниз и застыла на мгновение, «Снежинка» описывает круговые движения, опускаясь по спирали. «Снежинка» приземляется на парте.

- Какие ассоциации возникли во время физминутки? Составьте об этом предложения.

б) Самостоятельная работа.

Откройте учебник на стр. 34, упр.74.

Прочитайте самостоятельно задание и скажите своими словами, какую работу будете выполнять.

( Выполнение работы учащимися.

Проверка работы в парах друг у друга).

- Запишите третье слово так, чтобы оно соответствовало теме урока: лес - бор - ... (чаща, роща)
окунь - карась 
-... (щука)
вилки - ложки 
- ... (ножи)

Обсуждение выбора слов.( Учитель закрывает запись на доске).

- Воспроизведите пары слов и придуманное слово.

в) Корректура текста

- Ребята, сейчас каждый из вас может побыть в роли «маленького учителя». Я выдаю вам диктант, который написал Незнайка. Вам необходимо исправить допущенные им ошибки.

Хорошы нашы рощи. Красивы там бирезы. Сколко в рощях птиц! Стучят пестрые дятлы. Кричят грачи. А как свищют синицы! Мы чясто ходим в рощю слушать пение птиц.

Упражнение для глаз

Потрите ладони друг о друга до разлития приятной теплоты. Легко, без усилий прикройте закрытые глаза. Представьте погружение в полную темноту на одну минуту.

г) Игра «Корреспонденты»

А сейчас, ребята, вам предстоит очень ответственная работа
«корреспондентов». Подчеркните все сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу ,
которые встретятся в тексте.

(Учитель выдает ксерокопии грамматической сказки «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами» из книги автора В. Волиной «Учимся играя»)

д) Графический диктант

(Учитель диктует слова, а учащиеся записывают только изученную орфограмму)

Вершина, жилет, кузнечик, часы, обещаю, журавль, вытащу, кручу, число, щипать.

(и, и, -, а, а, -, у, у, -, -.)

5. Домашнее задание: упражнение 77.

Прочитайте задание к упражнению. Расскажите в парах друг другу, какую работу будете выполнять.

6. Итог урока. Рефлексия

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru