урок

Задачи:

Формирование у учащихся умения распознавать лицо глагола в тексте по местоимению, вопросу и окончанию.

Познакомить с особенностью окончания глаголов II лица, единственного числа.

Формирование умения писать окончание глаголов II лица, единственного числа.

Развивать у учащихся внимание к слову, расширять словарный запас.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: О какой части речи говорится?

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет. (О глаголе.)

Учитель: Докажите. (Учащиеся обосновывают свой ответ.)

Сегодня мы продолжим изучение темы "Глагол” и будем наблюдать над правописанием глаголов II лица, единственного числа.

2. Каллиграфическая минутка

ешь ишь ешь

читаешь думаешь рассказываешь

Много читаешь – много знаешь.

Учитель: Объясните смысл пословицы.

Из книг мы узнаем о многом. Многому нас учат сказки, учат точно выражать свои мысли, расширяют наш словарный запас, а сегодня помогут нам продолжить изучение темы. На уроке мы вспомним отрывки из сказок А.С. Пушкина.

3. Орфографическая минутка

Учитель произносит:

"За невестою своей королевич Елисей
Между тем по свету скачет
Нет как нет! Он горько плачет.
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен”.

– К кому обращался королевич? (Солнцу, ветру, месяцу.)

– Назовите орфограммы в словах. (Солнце – непроизносимая согласная "л”, проверяем "солнышко”, "солнечный”; ветер – безударная гласная "е”,слово из словаря; месяц - безударная гласная "я”,слово из словаря.)

– К данным существительным подберите глаголы. (Солнце – светит, греет, ласкает и др.; ветер – дует, освежает, веет, гуляет и др.; месяц – светит, освещает, ходит.)

4. Работа над новым материалом

Учитель: К кому обратился королевич в первый раз? (К Солнцу.)

(На экране спроецированы иллюстрация и отрывок из текста сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

"К красну Солнцу наконец обратился молодец:
Свет наш Солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете,
Ты царевны молодой..”

Учитель: Назовите глаголы, определите число и лицо глагола.

Сравните глаголы II лица, единственного числа.

Что в них общего? (ь в окончании)

Учитель: Какую роль выполняет ь?

Учащиеся рассуждают:

Как показатель мягкости не играет, т.к. звук ( ш) – твердый согласный

Как разделительный нет, т.к. пишется на конце слова

Как у существительных на конце после шипящих нет, т.к. это глагол

Из ранее изученного ничего не подходит. Значит, ь выступает в новой роли.

Учитель: Действительно, в глаголах II лица, единственного числа "ь” выполняет грамматическую роль. Он показывает, что это глагол II лица, единственного числа. Выпишите глаголы из текста и выделите окончание

Учитель: Продолжим. (Появляется новый слайд)

Темной ночки Елисей дождался в тоске своей.
Только месяц показался.
Он за ним с мольбой погнался:
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий, 
И обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?”

Учитель: Какое будет предложено вам задание, сформулируйте его.

Учащиеся: Назвать глаголы II лица, единственного числа.

Учитель: Отправимся дальше с Елисеем искать царевну. Кто же ему поможет? (Ветер.) (Появляется новый слайд)

Елисей не унывая, к ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

Учитель: Запишите текст в тетрадь, подчеркните глаголы, выделите окончание.

4. Итог урока

Учитель: Какая сказка помогла сделать открытие новой темы.

С помощью кого мог найти царевну королевич Елисей
Что можете сказать о написании глаголов 
II лица, единственного числа?
Какую роль выполняет "Ь”?

В трудную минуту на помощь человеку приходит природа, силы природы. Человек и природа неотделимы, это единое целое на нашей планете Земля.

Природа нуждается в бережном отношении, в охране. А сегодня силы и наши знания природы помогли нам изучить новый материал. Спасибо за урок.

5. Домашнее задание

Выписать отрывок из сказки А.С. Пушкина, где встречаются глаголы II лица, единственного числа, выделить окончание глаголов.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru