урок

Цели урока:

Образовательные:

развивать умения определять спряжение глагола, если окончание безударное;

закреплять навыки учащихся по данной теме;

повторять разбор глагола по составу.

Развивающие:

развивать интеллект учащихся;

способствовать формированию грамотного письма.

Воспитательные:

воспитывать интерес к поэзии, предмету;

воспитывать самостоятельность.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целевая установка

У. Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Мы все волнуемся, но вы ребята способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас все получится. Наш урок будет необычным еще и потому, что будет сказочным. Вместе с героями сказок Пушкина мы поговорим о данной части речи.

Словарная работа. Мотивация.

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте море, волны плещут (изображено на доске), откройте глаза - ветер по морю гуляет.

Д.

И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах 
На раздутых парусах …

У. Но наш корабль большой и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку это сказка, то и завести корабль можно только сказочным путем. Корабль сможет отправиться в путь только тогда, когда вы сами назовете части речи, выполнив следующее задание.

Есть много интересных слов. Их знаете давно, пишите столбиком (слабым раздаю карточки).

Вот, например,

газета

лепесток

алмаз

готовить

облако

ладонь

- Подчеркните орфограммы.

- Какое слово здесь лишнее?

Д. Это глагол!

У. Докажите. Назовите постоянные признаки (спряжение), непостоянные (число, лицо, время). Разберите по составу:

I в. гуляет II в. подгоняет

Проверка.

- Назовите основу слов. Что не входит в основ?.

Д. Окончание.

- Это ключевое слово нашего урока. Вспомним, что мы уже знаем о глагольном окончании.

Д. Ударное и безударное.

- Как определить спряжение глаголов с ударным окончанием?

III. Постановка проблемы

У. Как вы думаете, можно ли на слух определить, какое спряжение у глаголов с безударными окончаниями? Хотите узнать?

- Молодцы! Ну что ж, поплыли?

Ветер по морю гуляет 
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах 
На поднятых парусах …

И вдруг нам навстречу 33 богатыря;

В чешуе златой горя
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
С ними дядька ….

Д. Черномор.

У. Черномор приготовил такое задание для наблюдения (стр. № )

- Легко ли определить спряжение глагола, если окончание безударное?

Д. Трудно. Не получается.

У. Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

Д. Надо поставить глагол в неопределенную форму. Определить спряжение поможет глагольный суффикс.

Если перед ть стоит суффикс и - II спряжение

Если суффикс т.е все остальные

- Эту проблему надо решить сегодня на уроке.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

IY. Решение проблемы

Стр. 161, № 254. Ваши действия?

Благодарят - благодарить (2 спр.)

Владеет - владеть (1 спр.)

Летаете - летать (1 спр.)

Влияют - влиять (1 спр.)

Колете - колоть (1 спр.)

а) Надо поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс

б) Если глагольный суффикс и - II спряжение. Все остальные - а, - у, - е, - о - I спряжение.

У. Молодцы, продолжаем путешествие.

Ветер весело шумит
Судно весело бежит…

Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?

Первичное закрепление стр. 162, № 225, комментированная запись.

У. Как ты думаешь, для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

Д. Определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями нужно уметь, чтобы выбрать написание: е или и.

Игра: "Кто самый внимательный”

Учитель читает глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в н.ф., то ни хлопают в ладоши, если нет необходимости - указывают в тетради спряжение: I или II.

Благодарим, мешаем, сотрешь, привезут, читаем, рисуете, носят, думает, пишет, (кость) - сущ.

У.

Море весело шумит
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана

А в царстве славного Салтана попробуй установить.

Y. Как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола. Упр. № 256 - сравниваем на стр. 205-206.

YI. Упражнение в определении, какую гласную надо писать в безударном личном окончании стр. 163, № 257.

а) Чтение про себя, затем вслух.

При выполнении упражнения класс делится на разноуровневые группы:

1 группа - Света, Саша, Вероника, Настя, Юля, Сережа, Даша - 2 и 3 строчки;

1 группа - Алеша, Ваня, Миша, Андрей, Катя выполняют 1 строчку. Света и Настя - "Скорая помощь”

YII. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Что узнали нового о правописании гласных в безударных личных окончаниях глаголов?

Рефлексия. Анкета.

Своей работой на уроке я

а) доволен (льна)

б) не совсем доволен (льна)

в) не доволен (льна)

Море весело шумит

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана

А в царстве славного Салтана

Петушок с высокой спицы

Стережет его границы.

(Картинка петушка).

У. Вот и сказке конец, а кто слушал - …..

Д. Молодец!

У. А вместе со сказкой закончился урок.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru