урок

Цели и задачи:

Образовательные:

формировать умение  правильно ставить вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  Учить выделять суффиксы  глаголов неопределенной формы  - ТЬ, - ТИ, - ЧЬ.

Развивающие:

развивать умение правильно употреблять в речи глаголы неопределённой формы; внимание, творческое мышление, речь учащихся. Расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, интерес и любовь к родному языку, культуру речи.

Орг.  момент

Прозвенел звонок, внимание
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок
Все ль на  месте,
Все ль  в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

Вхождение в тему урока.

Наш урок мне хочется начать с загадки:

Он и поит, и кормит.
Он и до Киева  доводит.

- О чем говорится в загадке?

- При помощи чего люди общаются друг с другом?

- Слово «язык» имеет много значений. Назовите его значения.

(показ иллюстрации)

Сегодня мы будем говорить о его величестве РУССКОМ ЯЗЫКЕ . Он не до Киева нас поведет, а в страну Знаний. Могуч и прекрасен наш русский язык. Язык, на котором  мы говорим , очень богат. Потому, что говорит человек, мы можем судить, какой он: грубый или воспитанный, злой или добрый, внимательный или невнимательный. Своей речью мы притягиваем к себе людей или отталкиваем их от себя.


- Какой же должна быть речь воспитанного человека?

 Речь должна быть правильной, точной и понятной.

(хоровое чтение памятки)

-  Из чего состоит речь?

-  Слова какой части речи вы знаете?

Введение игры «Крестики – Нолики»

(деление класса  на две команды)

Словарная работа

- О какой части речи мы будем говорить, узнаем по ключевому слову, отгадав кроссворд.

(Дети отгадывают загадки и записывают отгадки в кроссворд на доске и в тетрадях)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручка…. (горох)

Житель я  из теплых стран,
Синий я ношу кафтан
Но давно живу я тут.
Овощ я, совсем не фрукт    (баклажан)

Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.  (капуста)

Без окон , без дверей
Полна комната гостей   (огурец)

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят.  (помидор)

Что капали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили.     (картофель)

- Какие слова мы сейчас вспомнили?

-Какой темой можно объединить, записанные нами отгадки?

-Где можно уточнить написание словарных слов?  

(в орфографическом словаре)

-Сделайте вывод о написании словарных слов.

(Словарные слова надо запоминать)

-Итак, о какой части речи будем говорить на уроке? (ключевое слово)

Повторение о глаголе. (работа по алгоритму)

- Что мы знаем о глаголе?

а) Что такое глагол?
б) Что обозначает?
в) На какие вопросы отвечает?
г) Как изменяется?
е) Каким членом предложения чаще всего бывает?

Работа по теме урока

Упражнение «Оживи картинку»

(на доске записан текст)

 Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег.

- Прочитайте текст, вставьте в каждое предложение глаголы. Запишите текст в тетрадь.

- Прочитайте получившийся текст. Какие слова «оживили картинку?» Что обозначают эти слова? (действия)

Справка:

Слово  глагол  в  старословянском   языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как  слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол одна из дух частей речи, без которых не построишь предложения , не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

- Давайте поработаем с этим текстом.

- Найдите в предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Разберите по составу слова «маленькая деревушка».

Упражнение  «Лишнее слово»

Прилетает, поют, пишет, ходить, создают.

- Какое слово лишнее?

- Что про него можно сказать? –Можно ли определить число и время глагола?

(это неопределенная форма глагола)

- Правильно. Форма глагола, которая не указывает на время и число, называется неопределенной формой глагола. Иначе можно сказать – это начальная форма слова, от которой  можно образовать другие глаголы.

Работа с таблицей

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ 
ФОРМА ГЛАГОЛА   
 

ЧТО ДЕЛАТЬ? 
ЧТО СДЕЛАТЬ?

         -ТЬ 
         -ТИ 
         -ЧЬ

Рассмотрите таблицу и попробуйте назвать тему нашего урока, опираясь на данную схему.

- Что нового вы заметили?

Мы продолжаем работать с глаголами в неопределенной форме, обратим внимание на глаголы, оканчивающиеся  на суффикс – ЧЬ. Это орфограмма.

Упражнение «Поставь глагол в неопределенную форму»

(Учитель диктует – дети записывают в тетрадь)

Берегу, испеку, сожгу.

- Прочитайте глаголы, которые записали?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Какие это глаголы?

- Какой суффикс имеют глаголы?

- Выделите суффиксы в этих глаголах.

Глаголы, которые оканчиваются на суффикс – ЧЬ очень похожи на слова другой части речи. Догадались на какие? На имена существительные 3-его склонения.

ФИЗ-МИН

Игра «Определи часть речи» (Если названо имя существительное  - дети садятся, если глагол – дети встают)

ПОЛНОЧЬ, СТРИЧЬ, РЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ, ЛЕЧЬ, НОЧЬ, ПЕЧЬ.

Слово печь может быть и существительным и глаголом, в зависимости от того, какое значение принимает.

Работа с предложением

- Давайте  составим и запишем предложения со словом ПЕЧЬ в значении имени существительного и со словом ПЕЧЬ в значении глагола.

БАБУШКА БУДЕТ ПЕЧЬ ПИРОГИ.
БАБУШКА ДОБАВИЛА В ПЕЧЬ ДРОВА.

-Подчеркните основу предложения.

-Почему в первом предложении слово ПЕЧЬ является сказуемым?

-Почему во втором предложении слово ПЕЧЬ  является второстепенным членом?

-Дайте характеристику предложения. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

Лингвистическая минутка

Ваша речь многое говорит о вас. Прислушивайтесь не только к тому, что вы говорите, но и как говорите.

а) Сравнение текстов

1) Живут на свете два глагола ОДЕТЬ И НАДЕТЬ. Они очень похожи, но у них разное значение. Одеть можно кого-то. Например, одеть сестренку. Надеть можно только на себя. Например, я надеваю пальто.

2)

«ОДЕТЬ», «НАДЕТЬ»… два эти слова
Мы путаем так бестолково!
«ОДЕТЬ», «НАДЕТЬ». Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
(Н.Матвеева)

-О чем эти тексты? (о значении двух слов ОДЕТЬ, НАДЕТЬ)

-О каких словах идет речь в текстах?

-Каково значение этих слов? Когда надо говорить «одеть» , а когда «надеть»? (одеваем постороннего, а надеваем на себя)

б) Упражнение «Озвучь действие»

Учитель показывает – учащиеся подбирают правильный глагол

- Надо мальчика Сережу  на улицу…….. (одеть)

- А вот этот шарфик надо на себя ……….(надеть)

в) Надо быть внимательным не только к своей речи, но и к речи собеседника. Часто мы можем услышать в разговоре такое выражение «ВОДИТЬ ЗА НОС». (показ иллюстрации) Стоит ли его понимать буквально или оно употреблено в переносном значении? Замените это выражение глаголом в неопределенной форме . (обманывать)

- Запишите глагол в тетрадь, выделите суффикс.

Самостоятельная работа с индивидуальными карточками

Дети получают карточки с текстами и в них подчеркивают глаголы в неопределенной форме.

(взаимопроверка)

В добрый час молвить, в худой промолчать.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.  

Люби не только брать, но и отдавать.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Сломить дерево – секунда, а вырастить года.

Итог урока

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие суффиксы имеют данные глаголы?  (-ть, -ти, -чь)

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

- Что понравилось и запомнилось на уроке?

Оценивание уч-ся

(обратить внимание на жетоны, которые дети получали во время выполнения заданий)

Д/З

- Составить и записать 3-4 предложения с глаголами в неопределенной форме. Выделить суффиксы.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru