урок

Цели:

Закреплять умение распознавать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Способствовать восприятию любви к животным через сказку.

Способствовать развитию умения видеть имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?, внимания, интереса к урокам русского языка.

Оборудование: герои р.н.с. «Теремок», карточки для учащихся, картинки для диктанта, аудиозапись сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети, садитесь! Сегодня у нас не обычный урок, а сказочный. Мы с вами побываем в волшебной сказочной стране и поможем героям русской народной сказки «Теремок» справляться с трудностями. Для того чтобы перед нами появился теремок, надо вспомнить правило о существительном. Итак, расскажите правило об имени существительном.

II. Картинный словарный диктант. (открываем доску, на которой изображение теремка, на двери замок).

Учитель:

В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Он не узок, не широк, не широк.
Шла лягушка из болота,
Видит – заперты ворота.

(на доску вывешивается сказочное изображение лягушки)

Учитель: Чтобы лягушке войти в теремок, надо снять замок. А замок-то с секретом. Секрет такой: я показываю картинку, а вы записываете словарные слова, в 1 столбик - слова, отвечающие на вопрос кто?, во 2-й – на вопрос что?

Пенал, карандаш, заяц, ученик, учитель, сорока, машина, язык, завод, воробей.

Проверка: Прочитайте слова в 1 столбике; во 2-м столбике (оценивание).

III. Списывание с доски текста с пропущенными буквами.

Учитель:

Лягушка сбила лапкою замок,
Заглянула в теремок.
(убираем замок)
Только свет зажгла лягушка.
Прибежала мышь-норушка.

(на доску вывешиваем сказочное изображение мышки).

Учитель: Лягушка дала мышке задание. Давайте поможем его выполнить. Надо списать с доски текст и вставить пропущенные буквы.

На доске:

А потом позв_нили цапли: 
«Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы лягушками объелись,
И у нас жив_ты разб_лелись»

Учитель: Из какой сказки взяла лягушка отрывок? (К. Чуковский «Телефон»)

На какое правило пропущенные буквы? (безударная гласная в слове).

Самопроверка: после списывания текста учитель цветным мелом вставляет буквы, а дети проверяют.

IV. Выборочное письмо.

Учитель:

Поселилась мышь с лягушкой,
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Прибежал из леса быстро
Петушок голосистый

(на доску вывешивается сказочное изображение петушка)

Учитель: Лягушка с мышкой дают задание петушку: послушав аудиозапись сказки «Теремок», записать 5 существительных.

(звучит запись, дети записывают слова).

Учитель: Слова помогли петушку найти, записали, а теперь над каждым словом запишите вопрос, на который это слово отвечает- вопрос кто? или что?

Взаимопроверка: ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность исполнения задания (оценивание некоторых работ).

V. Физпауза.

Учитель: Так как теремок стоял в лесу, то и физминутку мы вспомним про деревце.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

VI. Игра «Замени одним словом».

Учитель:

Вот живут они, лягушка,
Петушок да мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг – стучится старый еж.

(появляется изображение ежа).

Жители теремка дали такое задание ежу: собрать все ягодки и грибочки. Ребята, давайте поможем старенькому ежику. На обратной стороне ягодки или грибочка записаны словосочетания, их надо заменить одним словом и записать, поставив вопрос.

- Промежуток времени с утра до вечера (что? день).

- Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (кто? часовой).

- Здание, где учатся дети (что? школа).

- Мальчик, который учится в школе (кто? школьник).

- Человек, который ремонтирует часы (кто? часовщик или мастер)

- Предмет, которым пишут в школе на доске (что? мел).

- Небольшой открывающийся предмет, в котором хранят ручки и карандаши (что? пенал).

- Как называется самый главный взрослый человек в школе (кто? директор).

(на доске бумажные ягодки и грибочки вокруг ежа, ученики по одному подходят, берут ягодку или грибочек, читают классу задание, класс отвечает, ученик записывает на доске слово с вопросом, дети пишут в тетрадях).

VII. Работа по карточкам.

Учитель:

Вот живут они: лягушка,
Еж, петух да мышь-норушка.
Только вдруг из леса темного
К ним приходит волк бездомный
(на доску вывешивается сказочное изображение волка).
Волк умеет ловить мышат,
Довить лягушат,
Ежей душить,
Петухов потрошить.

Ребята, надо срочно спасать жителей теремка от страшного волка, а для этого нам надо выполнить задания волка: составить из слов предложения.

На доске карточки со словами: поле, красивый, в, стоит, чистом, теремок.

Учитель: Составьте предложение, запишите в тетрадь (на доске карточки расставляются в нужном порядке).

На партах у учащихся карточки с таким же заданием.

На карточках:

Сегодня, пушистый, с, идет, утра, снег.

яркое, солнце, Светит.

хорошо, Как, кругом.

Учитель: Ребята, продолжаете работу по карточкам. Составляете самостоятельно предложения, записываете в тетрадь.

Совместная проверка (оценивание ребят).

Учитель: Назовите слова, отвечающие на вопрос кто? на вопрос что? (слов, отвечающих на вопрос кто? не должно быть)

VIII. Итог урока.

Учитель: Вспомните и расскажите еще раз правило об имени существительном. Какие существительные отвечают на вопрос кто? На вопрос что? Хорошо. (оценивание ответов).

Учитель: Вот мы и помогли нашим героям спастись от волка. Где мы с вами побывали? Кому помогали? Герои сказки благодарят вас за помощь и говорят вам: «Спасибо за урок. Молодцы!»

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru