урок

Цели урока:

опираясь на знание обучающихся, вспомнить алфавит;

продолжить работу по произношению букв алфавита;

научить обучающихся правильно разделять звук от буквы, литературные слова от диалектных;

вспомнить правописание собственных имён существительных;

воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним.

Оборудование урока:

карта путешествия;

кроссворд-перфокарта;

алфавит;

карточки с заданиями;

2 конверта с заданиями;

карточки с заданиями;

бутафорский цветик-семицветик;

магнитофон, кассета;

2 маркера;

диск "Голоса птиц";

текст-плакат;

книга "Птицы - наши друзья",

словарь.

Ход урока

Учитель. Ребята, пришло письмо и интересно кому? Угадайте. (На конверте написана одна из фамилий обучающегося класса. Учитель описывает внешний вид обучающегося и дети угадывают кому пришло письмо. Угадавший человек, должен вручить письмо адресату, только при условии, если адресат спляшет.)

Учитель. Ребята, вы же любите ходить в походы? И сегодня мы с вами пойдём в поход (путешествие) в один из уголков большой страны "Фонетики". А именно куда? А это вы узнаете после того, как выполните одно маленькое задание.

Задание: Отгадать кроссворд. Буквы, попавшие в красные клеточки кроссворда вам скажут в какой город вы попадёте во время путешествия.


1. Кто написал музыку к балету "Анкара"? (Эшпай)

2. Автор сказки"Ший пуян Ший Пампалче"? (калык - народ)

3. Столица Башкортостана? (Уфа)

4. Марийскийский национальный герой. (Онар)

5. Самый дорогой человек в жизни. (ава - мама)

6. Самая нужная принадлежность ученика. (книга)

7. Птица. Лесной доктор. (шиште - дятел)

Туныктышо. Молодцы, узнали! Значит, маршрут нашего путешествия направлен к городу Алфавит. Для путешествия, конечно же нам нужна будет карта, вот она (на доске нарисована карта). На данной карте обозначен маршрут нашего путешествия. Но перед тем как тронуться в путь нам необходимо узнать: как мы будем двигаться, давайте сейчас мы покажем (на карте на протяжении всего маршрута пишем слова (синонимы к слову идти)).

- Слово идти, каким синонимом мы можем заменить? ( Учащиеся называют синонимы к данному слову. Если затрудняются - учитель помогает.)

передвигаться

шагать

тащиться

Учитель. Каждый путешественник должен выбрать себе дорогу.

Задание: Из данных слов каждому нужно составить одно предложение (Дети озвучивают свои предложения) Выходим в путь. Посмотрите влево, кто-то машет нам рукой. (Подбегает один ученик. В руке держит "цветик-семицветик".)

Ученик. Уважаемые, девочки и мальчики. Возьмите меня с собой. Я тоже хочу попасть в город Алфавит. Я принёс вам волшебный цветик-семицветик, но когда я бежал с цветка выпало несколько лепесточков.

Другой ученик. Ну что, друзья, возьмём его с собой:? А цветок у тебя и в правду волшебный. Давайте поможем дать ответы на вопросы каждого лепестка.

Вопросы:

1. Что изучает фонетика?

2. Что такое графика?

3. Что такое орфография?

4. Чему учит орфоэпия?

Учитель. Даже не заметили, как дошли до села, а название этого села Сказка. В это село нас не пустят. Зачем? На прошлом уроке вам было задано на дом задание придумать и написать сказку по теме "Фонетика". И нас пустят в село Сказка при том условии, когда вы прочитаете свои сказки.

(Дети читают свои сказки) Вот одна из них.

Недалеко от нашего города Благовещенска расположился небольшой посёлок. И название этого посёлка Буквы. В посёлке есть только одна большая улица, называется она Алфавит. На этой улице 36 домов(букв). В каждом доме живёт по одному жильцу. Улица начинается с дома под номером 1 А и заканчивается домом под номером 36 Я

Домик под номером 36 Я обиделся на то, что его дом оказался последним на улице, Но домики под номерами 34 "Э" и 35 "Ю" его успокоили. "На нашей большой улице каждый домик имеет своё особенное место. Каждый день буквы ходили на работу в типографию. Буквы в определённом порядке становились в ряд, получались слова, а из слов рассказ, из рассказов - книга".

- Трогаемся в путь. Смотрите, куда это мы пришли?

- Посёлок "Глассог".

- Почему же он так называется?

- Здесь живут два разных вида звуков.

- Из каких же двух разных улиц состоит этот посёлок?

- Гласная и Согласная.

- Что вы можете сказать про эти улицы?

- На Гласной улице расположены 8 домов (звуков)

А в этих домах живут 12 гласных букв.

На доске написано.

Юж, йал, йуж, Юл, ял,, Йул, ер, эр, коя, койа, юалге, яндар, йуалге, йандар.

Задание. Подчеркнуть правильно написанные слова.

- Кто-нибудь знает что-либо про другую улицу?

- На Согласной улице находятся 22 дома (буквы), там живут 27 жителей (звуков).

- Зачем?

- У букв д, л, н, р, т есть добрый друг ь.

Учитель. Давайте теперь поиграем. Правило игры такое: образовать новое слово, меняя порядок слов, находящихся в сказке.

Например: омаш-ошма. Путешественники делятся на две подгруппы

1подгруппа

2 погруппа

Орш

шор

тош

шот

Упш

пуш

пиал

пила

Корка

корак

кумыр

курым

Коса

окса

арва

вара

Учитель: Смотрю, вы немного подустали в пути. Впереди, на нашем пути встретится гора и, конечно же, чтоб подняться на гору, нам понадобятся силы. Предлагаю отдохнуть на этом красивом лужке. (Звучит марийская песня).

(Путешественники поднимаются на гору. На вершине горы - задание)

Задание: поставить ударение на словах.

Вудвара, поход, його, йодмаш, ялме, ечызе, слог.

Вот и поднялись на вершину горы, проставили ударения. Желаю легко спуститься с горы.

- Подняться- спуститься. Как называются такие слова?

- Антонимы.

Пора сделать и привал. Необходимо что-то приготовить на обед.

Я предлагаю сварить борщ.

ИГРА. Кто быстрее и больше назовёт продукты для приготовления борща.

Учитель: Продолжим наш путь. А что это чернеет впереди?

- Лес.

- Какой это лес?

- Это лес Звонглух. Здесь растут только два вида деревьев: звонкие и глухие.

- Внимательнее рассмотрите деревья, что вы можете о них сказать?

Задание. На листьях одного дерева нужно маркером написать звонкие согласные, а на другом - глухие.( выполняют два ученика)

Посмотрите, ребята, в лесу заблудился мальчик Алёша, он буквы знает, но как обозначить мягкость согласных он не знает. Давайте ему поможем.

Ньюра ньаньа! Мый Йура дэкэ изарьнян мийэм, Кольямат пэлэнэм налам.

Альоша

(Вывешивается правильно написанное).

Няня Нюра! Мый Юра деке изарнян мием, Колямат пеленем налам.

Алёша

Учитель: В город лучше всего прийти с гостинцами. Я предлагаю набрать в лесу землянику.

Звучит диск с голосами птиц. "Землянику соберём" (Физкультминутка).

Если вы увидите птичье гнездо, то к нему не надо подходить и не говоря уж о том , что хотите посмотреть, что лежит в гнезде. Почему? Потому что, если взрослая птица почувствует, что кто то подходил к гнезду, то она больше никогда к нему не прилетит. Значит из яйца никогда не вылупятся маленькие птенчики или птенчики погибнут с голоду, (мама их не будет кормить). А если придёт зима, необходимо сделать кормушки для птиц, потому что зимой птице трудно найти еду. Кто сделал кормушку для птиц? А весной нужно сделать скворечники. Кто сделал скворечники? Наших пернатых друзей нужно любить и охранять. Зачем?

- Птицы истребляют вредных насекомых, лечат деревья, красиво поют и тем самым нас радуют.

Учитель: В лесу, если вы исчезли с моего поля зрения. Я знаю, что вы, где-то здесь, но я вас не вижу. Вот точно также звуки. Мы их произносим и слышим, но не видим. А вот когда я крикну "Ау!" и вы все ко мне прибежите. И я вас увижу. Вот и буквы мы пишем и видим.

Работа по карточкам. Перепишите в тетрадь слова в два столбика

слова, начинающиеся на звонкую согласную.

слова, начинающие на глухую согласную.

Жап, сомыл, йуд, пу, чодыра, рушарня, тумо, ношмо, лум, завод, бульвар, вуд, флаг, мардеж, шум, гараж, депутат, клуб.

На доске написаны слова. Поставьте пропущенную букву. (задание на тему "Глухие и звонкие согласные в конце слова")

Йу:(д) - ночь плу: (г) - плуг кага:(з) - бумага

Ву:(д) - вода во: (ж) - корень клу:(б) - клуб

Учитель: А вот и ворота нашего города, но ворота в город и окна домов почему то закрыты.

Давайте постучимся.

(Стучимся. Выпадает конверт. Открываем конверт и читаем. Написано путешественникам.)

Здравствуйте, дорогие путешественники!

Если хотите войти в наш город, то вам надо быть активными, внимательными. В нашем городе живут буквы марийского алфавита. Сколько букв?

- 36

Назовите по порядку буквы марийского алфавита. Если будете правильно называть буквы и не нарушите порядок, то окна домов откроются.

- путешественники называет буквы алфавита.

Учитель: А вот буквы русского алфавита. Чем отличается марийский алфавит от русского?

- В русском алфавите 33 буквы, а в марийском - 36.Добавились 3 буквы.

- Мимо какого посёлка мы проходили и кто там жители?

- Мимо посёлка Глассог, там живут 12 гласных и 22 согласных звука.

- Посмотрите, ребята, столбы на воротах города похожи на какие то знаки.

- ъ и ь .Они не обозначают звуки

Задание. Определите, сколько звуков и букв в данных словах: пионер, Ванюш, поръенлан, Юля.

Учитель: Что называется алфавитом?

- (ответы детей)

- Для чего нам нужен алфавит?

- В жизни алфавит нам оказывает большую помощь:

- найти быстро нужное слово в словарях, в справочниках ;

- фамилию в списках ;

- в библиотеках фамилии авторов книг тоже расположены по алфавиту.

Учитель. Смотрите вот городской стадион, давайте проведём эстафету. Соревнования пройдут между 2 командами. (Класс делится на 2 команды)

Задания для подгрупп одинаковые (какая группа выполнит все задания быстрее, та первая дойдёт до парка)

Задание 1. На карточках буквы алфавита. Разложить в две стопки:

согласные

гласные

Задание 2. упражнение 204 по учебнику.

Сначала выписать звонкие согласные, затем -глухие.

Задание 3. Используя, только один раз, из предложенных 12 букв: 5 гласных и 7 согласных составить как можно больше имён существительных, состоящих из 1 или 2 слогов.

Примечание: нельзя повторять одну и ту же букву в одном слове.

Например: тумо (дуб), нота, кыша (след), лаке (овраг) и др.

А

У

Л

П

Е

Ы

М

Т

О

К

Н

Ш

Задание 4. Из предложенных слов, меняя только гласные, получить новое слово.

Тур, кол, пум, май, пий, ший.

Например: тур-тар, кол - кыл и т .д.

Учитель: Вот и дошли до городского парка. Посмотрите, какое красивое озеро есть в городе. Обратите внимание название озера Итог.

- Что нового вы увидели и узнали в путешествии до города Алфавит?

-:(отвечают дети)

Учитель: Теперь можно отдохнуть. Возле озера - красивый лужок Оценивание называется. Можно присесть на травку и отдохнуть. (оценивание с комментированием).

Домашнее задание. Вспомнить маршрут сегодняшнего путешествия и выполнить по учебнику упражнение 205.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru