урок

Цели.

1) Ознакомление с правилом употребления твёрдого знака.

2) Развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость, творческое мышление.

3) Воспитывать любовь к диким животным, бережное отношение к природе.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с гласными буквами, картинки диких животных, воздушный шарик.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

– Этот шар с приглашением залетел в окно сегодня утром, когда я проветривала класс. Хотите узнать, что за приглашение.

Взрослые и дети!
Ни за что на свете
Не пропустите это приглашение.
Здесь мы поиграем и кое-что узнаем
Об этой науке грамматике.
Звери, живущие в зоопарке.

– Милые дикие звери приглашают нас к себе в гости, но чтобы к ним войти, надо купить билет.

– А для этого мы должны красиво написать

Чистописание (на доске). Запись в тетради.

Ссс Эээ Ссс Эээ

сахар север экскурсия экскаватор

2. Зоопарк – это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.

– Кто сегодня нас ждет?

Звери вышли нас встречать.

(На доске звери).

Давно на свете нет царей

Остался лев, он – царь зверей.

– Царь зверей лев, хочет рассказать вам сказку.

– А вы догадайтесь, о чём пойдет речь на уроке. Будьте внимательны. Он хоть и добрый, но любить порядок.

Чтение сказки.

Сказка о разделительных Ь и Ъ

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.

Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел” кашу; "пю” воду; веду "семку”; забить "коля”, – старательно выводил, он.

– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.

– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.

Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [у], [а], и читают "сел”, "пю”, "семку”, "коля” вместо съел, пью, съемку, колья!

Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

1) Наблюдение над правописанием слов с разделительным твердым знаком.

Плачет маленький питон 
Сам себя запутал он
И себя узлом связал.
Кто теперь ему поможет?
Он себя найти не может.

– Ребята давайте поможем питону разобраться, в каких словах пишется разделительный твёрдый знак Ъ, а в каких нет.

– Образуйте с корнем -езд- имена существительные, используя приставки вы-, пере-, про-, за-.

Запишите слова, выделите приставку.

– А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя приставки с-, об-, в-, под-.

Запишите слова, выделите приставку.

– Почему в этих словах вы написали разделительный твёрдый знак? На какие буквы заканчиваются приставки?

– Образуйте слова при помощи приставок от корней -ёж-, -ед-, -ясн-.

(Съёжился, съедобный, объяснить)

– Перед какими гласными пишется Ъ? (Вывод)

– А теперь откройте учебники стр.132 и прочитаем правило и запомним.

Молодцы! Помогли питону. Очень дружно и хорошо поработали. Питоны любят активных, старательных.

Работа по учебнику упр.351.

2) – А теперь мы покажем питону, как мы самостоятельно можем выделить приставку и корень в словах с разделительным твёрдым Ъ знаком.

Проверка.

3) Физкультминутка

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

3. Правописание слов с разделительным Ъ и Ь знаком.

Лучшие качели -
Гибкие лианы 
Это с колыбели 
Знают обезьяны.

– Давайте покажем обезьяне, как правильно писать слова с разделительным Ъ и Ь знаком.

– Замени одним словом (и разбор по составу):

Крытый вход в здание (подъезд).

Участок дороги, который поднимается вверх (подъём).

Снежная буря (вьюга).

Домики для пчёл (ульи).

Мать, отец, дети (семья).

Ягоды, сваренные в сахаре (варенье).

Молодцы ребята! Обезьянка очень довольна вашей работой. Ведь она очень любит трудолюбивых, активных, умных ребят.

4. Творческая работа.

Осторожно, тихо леопард на дерево взобрался
И лежит под деревом, затаясь,
Чтоб в лесу улавливать каждый шаг 
Кисточки – антенны на ушах.

– Кто узнал этого зверя?

– А теперь представьте себе, что мы в зоопарке встретили маленьких детей. И попробуйте рассказать им о леопарде.

– Какой он? (Смелый, хищный, проворный, красивый. Шерсть пятнистая, густая)

– Где живёт? Чем питается?

Из этого рассказа напишите самое главное. (Текст из 3-4 предложений)

Домашнее задание.

Составить текст из 3–4 предложений о любимом животном.

5. Итог урока.

 Понравился ли вам урок-путешествие в зоопарке?

– Чем он вам запомнился?

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru