урок

Цели праздника:

Уметь отличать звуки от букв, расширить словарный запас учащихся, научить правильно определять лексическое значение слова, углубить знания о роли логического ударения.

Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению предмета.

Наглядность: На доске размещаются высказывания писателей о русском языке:
«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок» (Н.В. Гоголь)
- «С русским языком можно творить чудеса» (К.Г.Паустовский)

Ход праздника

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас праздник - КВН, на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. КВН - это открытия, на котором все получают радость от участия в нём.
Исполнение песни о КВН (на мелодию песни «Улыбка» композитора В.Шаинского):

Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Команды «Слово» и «Предложение» приветствуют друг друга:

Команда «Слово»: Победу, а не поражение мы вам желаем, «Предложение»!
Команда «Предложение» «Соперник наш, не позабудь: к победе очень труден путь»!

Вместе команды приветствуют жюри и вручают судьям увеличенную копию своих эмблем. Вот приветствие команд:

Вам и слава и почёт!
Все мы любим точный счёт.

Жюри обсуждает приветствие команд, их эмблемы и присуждает первые баллы. Затем проводятся конкурсы.

2. Разминка. Конкурс «Смекалистых»

Задания находятся в конвертах, которые выбирают капитаны команд.
- Команде «Слово»:
а)    отметь слово, в котором звуков больше, чем букв
Ягода, дятел, земля, поляна
б)    в каком слове мягкий знак показывает на мягкость предыдущего согласного?
Пальто, здоровье, жильё, счастье
в)    сколько раз в предложении встречается звук (ш)
Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

- Команде «Предложение»
а) отметь слово, в котором звуков меньше, чем букв
Ель, лес, коньки, зайка
б)    в каком слове мягкий знак показывает на мягкость предыдущего согласного?
Воробьи, окуньки, гостья, ручьи
в)    сколько раз в предложении встречается звук (т)
Доктор подписал документ.

Команды выполняют задания. Затем жюри оценивает в баллах.

3. Конкурс «Слова - змейки»

Записать по памяти 10 слов из словаря в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
Представители команд по очереди записывают слова, затем прочитывают их.
Вот как выглядела эта запись:
Алфавит, телевизор, рукав, вопрос, сегодня, яблоко, орех, хорошо, один, народ.

4. Конкурс «Домашнее задание»

Представитель команды «Слово» читает составленную в ходе подготовки к празднику «Сказку про жи и ши», а представитель команды «Предложение» - «Сказку про Анну из второго класса и двойные согласные». Обе сказки оформлены в виде рукописных книжек с иллюстрациями.

Вот содержание первой сказки:

« Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперёд медведь и сказал:
Сейчас будут соревнования на знание жи и ши.
Стартовали бельчонок, зайчонок и лисёнок. Вот первое препятствие: стоят лы. А дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисёнокдописал жы. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул: - Лыже! Лыжи стоят. Бельчонок дописал жи. Получилось лыжи! И лыжи поехали.
Вот второе препятствие: впереди гало. А дальше? Лисёнок и зайчонок сошли с дистанции, а бельчонок и тут дал правильный ответ: «Галоши!» Он и получил главный приз: лыжи и галоши.

Вот содержание второй сказки:

«Жила - была девочка Анна. Она училась во втором классе. Учитель задал на дом правило о двойных согласных. Анна забыла выучить это правило и получила двойку. Когда наступила ночь, ей приснился такой сон.
Двойные согласные гнались за ней. Анна споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Почему ты не выучила о нас правило? Ведь ты не сможешь теперь написать очень много слов, в которых мы встречаемся. А они так важны для грамотного и образованного человека. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Анна разучилась писать своё имя...
На уроке русского языка дети стали писать слово Анна, а девочка не смогла этого сделать и заплакала.
Почему ты плачешь? - спросил её учитель.
Я не знаю, как пишется моё имя.
Учитель с улыбкой посмотрел на второклассницу и сказал:
- Ты не запомнила правило о двойных согласных. Это никогда не поздно сделать. Выучи его, и твоё имя вернётся к тебе.
Девочка согласилась с учителем, и с тех пор она знает, как пишется её имя, а заодно она узнала, как пишутся слова ванна, касса, класс, коллектив».

5. Конкурс болельщиков «Поддержи свою команду, помоги ей победить!»

Болельщики хором приветствуют обе команды:

За команду мы «болеем»
И друзьям помочь сумеем!

Затем они поднимают над головой плакаты, на которых написано: «Знай и люби родной язык!», «Ты наш друг, родной язык!», «Вперёд, к победе!», «Мы болеем за вас!», «Ура, мы победим!»

6. Конкурс «Дружба с заглавной буквой»

В конкурсе принимают участие и команды и болельщики. Им даются  задания:
Придумайте и запишите весёлую фамилию на букву В.
Придумайте и запишите название города, которого ещё нет на карте, но который вы построите, когда станете взрослыми.
Придумайте клички животным:

У меня есть три щенка.
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите: 
Клички для щенков найдите.

7. Конкурс капитанов.

Капитаны команд получают задание: правильно поставить над словами знак ударения.

Повторим, гусеница, звонит, документ, красивее, поняла, столяр, маляр, заморозки.

Пока жюри подсчитывало результаты конкурсов, участники праздника исполнили песню «Игра» (слова Р.Рождественского, музыка В.Шаинского). Жюри объявило победителя, и наградили всех участников подарками.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru