урок

Цели:

Учить применять теоретические знания  при выполнении практических заданий.

Развивать внимательность, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать.

Воспитывать культуру речи, труда и общения.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.  Постановка учебных задач

Приветствие гостей:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели к нам придти.

Учитель: Наш родной язык – русский. Знать свой язык обязан каждый человек. Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его? (Ответы учащихся).
Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?
Любое научное заведение имеет название. Как будем называться мы? (Научно-исследовательский класс)
– Почему научно? (Так как русский язык – это наука).
– Почему  исследовательский?  (Будем исследовать).
– А исследуют что-то новое, незнакомое, неизвестное. Что будет объектом нашего исследования? (Предложение и его главные члены).

Чтобы не зайти в тупик, любое исследование должно идти по плану:

1. Надо решить, что надо делать. (Это цель).
2. Как надо это делать? (Это действие).
3. Чего мы достигнем  (Это результат).

План:   ЦЕЛЬ – ДЕЙСТВИЕ – РЕЗУЛЬТАТ.

Предлагаю такой план работы:   

1. Повторение
2. Словарь
3. Каллиграфия
4. Синтаксис 
5. Самостоятельная работа

Будет хорошо, если мы пройдём по этому исследовательскому пути, обогатим свои знания, приобретём опыт и сможем о нём рассказать другим.
Начинаем нашу работу.

2. Повторение

1. Прочитайте текст. Исследуйте его. Подумайте, что вы можете сказать о нём с научной точки зрения.

– Вы слыхали, как поёт соловей?
– Нет, не слышали.
– Превосходно.  Начинает петь он в начале лета  Мелодия переливается на множество ладов. Это так красиво.
– Расставьте знаки препинания в конце предложений. Потренируйтесь в выразительном чтении.
– А  теперь покажите свой результат. (Учащиеся работают на карточках и на доске).
– Прочитаем выразительно. По ролям. 
– Расскажите, что вы знаете о предложении?

2. Переходим к следующему действию нашей работы. Каллиграфия. (Физпауза – разминка для рук).
– Эта буква находится в глаголе неопределённой формы, обозначает мягкость согласного и не имеет звука. (ь) 
– Какие соединения может иметь эта буква?
– Следующая буква нашего письма стоит  последней в алфавите. (Я)
– Какое соединение будет между этими буквами?
– Составьте логическую цепочку.
– Сделаем научное открытие: Может ли буква Я стоять впереди Ь знака?
– Нужна ли каллиграфия при исследовательской работе?

3. Следующее действие, которое необходимо в исследовании это – словарная работа. Найдите  в тексте  словарные  слова. (Соловей,  мелодия).
– Что вы знаете о словарных словах?
– Объясните смысл слова мелодия.
– Давайте послушаем мелодию  птиц. (Звучит мелодия).
– Придумайте  предложение,  используя словарные слова, и запишите его.
– Кто хочет поделиться своим открытием? (Учащиеся зачитывают предложения).

4. Сегодня на уроке мы рассматриваем новое научное слово русского языка.
– Что такое синтаксис?  Как вы думаете? Ваши предположения.

СИНТАКСИС –  это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.

Физпауза

– Назовите символ русской природы.
БЕРЁЗА  – какой частью речи является это слово?
БЕРЁЗКА МОЛОДАЯ ОТ ВЕТРА – можно ли эти слова назвать предложением? 
– Каким словом можно дополнить эту группу слов чтобы получилось предложение?
КАЧАЕТСЯ
– Какое предложение получилось? (Молодая  берёзка качается от ветра.)
– Написание каких орфограмм надо знать, чтобы грамотно записать предложение?

Руководить работой на доске идёт ученик. Объясняет все орфограммы.

3. Переходим  к самостоятельной работе

Работа по учебнику. 
– Спишите 1 вариант – первое предложение, 2 вариант – второе предложение.
– Исследуйте эти предложения на наличие в них главных членов предложений.

4. Итог

–  Как назывался наш урок?
– Что мы исследовали сегодня на уроке?
– С какой целью?
– Какой результат получили?
– Что нового узнали на уроке?  Расскажите.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru