урок

Цель: закрепить орфографические умения.

Задачи:

Систематизировать все полученные ранее знания о правописании.

Закрепить способы решения орфографических задач.

Обобщить орфографические умения.

Развивать внимание к слову, умение писать без ошибок.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Мотивация.

- Поступая в школу в первый класс, на мой вопрос «Чему вы хотите научиться в школе?», вы отвечали: «Писать письменные буквы».

- Научились? (Да.)

- Чему мы хотим научиться на уроках русского языка сейчас? (Писать грамотно.)

- Кто сформулирует тему урока? («Что надо уметь, чтобы писать грамотно?»)

- Как вы ответите на вопрос, обозначенный в теме урока? (Нужно уметь находить орфограммы в слове и решать орфографические задачи.)

- Находить в словах «главные опасности» письма – орфограммы мы учились еще в первом классе. Покажите это умение.

II. Закрепление материала по теме «Формирование орфографической зоркости».

1) Самостоятельная работа.

На доске предложение:

На сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь.

- Прочитайте предложение. Спишите и обозначьте все орфограммы.

Проверка работы.

- Назовите виды орфограмм. (Безударный гласный, парный по звонкости-глухости в разных частях слова.)

- Определите количество орфограмм каждого вида.

- Предвидеть «опасности» письма умеем.

- Какую цель сегодня поставим перед собой? (Обобщить, какие знания и умения нужны для грамотного письма.)

2) Фронтальная работа.

На доске слова:

Силач, рассказ, хоккей, снегирь, мяч, гараж.

Задание: определить орфограммы, решить орфографические задачи, ответить на вопрос: какие знания и умения применили?

Ответ ученика:

сильный – силач; орфограмма «безударный гласный в корне слова» (знание значения слова);

рассказ – рас – приставка, сказ – корень (строение слова);

хоккей – слово с непроверяемым написанием (умение пользоваться орфографическим словарем);

снегирь – снег; орфограмма «безударный гласный в корне слова» (умение пользоваться этимологическим словарем);

мяч – пишется без мягкого знака, так как это имя существительное 2 склонения (умение определять части речи);

гараж – гаражи; орфограмма «парный согласный в корне слова» (умение применять правило).

- Значит, что надо знать и уметь, чтобы писать грамотно?

Вывод. Для грамотного письма необходимо: знать значение слова и его строение, уметь пользоваться орфографическим и этимологическим словарем, уметь определять части речи, знать и уметь применять правило.

III. Обобщение по теме урока.

- У вас на карточках слова, обозначьте орфограммы, решите орфографические задачи и прикрепите карточки с одинаковым способом решения орфографической задачи в отдельный столбик (у каждого ученика по 1-2 карточки).

На карточках слова:

Силач, добряк, грязнуля, светлячок, очищать, рассказ, пересказ, цифры, сделать, вьюга, подъезд, хоккей, библиотека, береза, каникулы, вокзал, пассажир, снегирь, синица, велосипед, луч, беречь, заклеим, в городе, на площади, ночь, напишешь, далеко, зуб, грустный, скользкий, мягкий, уполз, шалаш, темнеет, ночной.

- На доске шесть столбиков с названием способа решения орфографической задачи:

Значение слова.

Строение слова.

Орфографический словарь.

Этимология.

Часть речи.

Правило.

Учащиеся распределили слова по столбикам в зависимости от способа решения орфографической задачи:

Значение слова.
Силач, добряк, грязнуля, светлячок, очищать.

Строение слова.
Рассказ, пересказ, цифры, сделать, вьюга, подъезд.

Орфографический словарь.
Хоккей, библиотека, береза, каникулы, вокзал, пассажир.

Этимология.
Снегирь, синица, велосипед.

Часть речи.
Луч, беречь, заклеим, в городе, на площади, ночь, напишешь.

Правило.
Далеко, зуб, грустный, скользкий, мягкий, уполз.

Проверка работы. Составление полного ответа на вопрос: «Что надо уметь, чтобы писать грамотно?»

- Чтобы грамотно писать надо: уметь находить все орфограммы, задумываться над значением слов, легко узнавать их строение. Нужно знать признаки слова как части речи, знать и уметь применять правила, уметь пользоваться орфографическим словарем. А также необходимо проверять свои записи.

IV. Самостоятельная работа.

- Выполните упражнение № 602, с.95 (учебник «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2).

V. Рефлексия деятельности.

- Как вы считаете: что уже умеете хорошо делать, а над чем надо еще работать?

VI. Домашнее задание.

Упражнение №

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru