Нижегородское Заволжье - подлинная со­кровищница фольклора и народного искус­ства. Среди других регионов России этот край не имеет равных по числу и оригиналь­ности народных художественных промыслов и ремё­сел, возникших и развивающихся на его территории.

Но, пожалуй, ни один из видов нижегородского народного искусства не снискал такой широкой по­пулярности в России и за рубежом, как хохломская роспись по дереву. Хохломской промысел обращал на себя внимание уже в XVIII веке. Промысел по изго­товлению деревянной посуды с необычной окраской, имитирующей золочение, стали именовать «хохломским» по названию волостного торгового села Хохло­ма, куда изделия местных мастеров свозились на продажу. Лёгкие, прочные, удобные в употреблении хохломские чаши, блюда, поставцы, ложки ценили за красоту простых и строгих, выверенных временем токарных форм, за поэтичность растительных орна­ментов росписи и её праздничный колорит: сочета­ние алой киновари, глубокого чёрного тона и сверка­ющего под лаковым покрытием золота придавало деревянным крестьянским чашам сходство с драго­ценной посудой.

Пышные «травные» узоры росписи, своеобразие её красочной гаммы подтверждают связь искусства Хохломы с традициями древнерусской декоративной культуры, как и способ имитации позолоты на дере­ве, восходящей к средневековому ремеслу. Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её ос­новные широкие и длинные листья очень сочные, пышные: мастер набирает на кисточку много краски, и она ложится на поверхность предмета очень плот­но, густо. А кончики листьев выписываются тонко­-тонко, они не только заостряются, но и кудрявятся, словно трепещут на ветру. Эту травчатую роспись до­полняют «оживкой» - рисуют по сторонам листка ча­стые штрихи - травинки и я годки-бусинки на длинных тончайших стебельтках. Самые затейливые узоры назывались «Кудрины» - это травка, которая превра­тилась в кудри-завитки. Цветки и завитки-кудрины всегда золотые всегда золотые; словно перья ска­зочной птицы горят-переливаются на чёрном или ярко-красном фоне.

На многолюдные и богатые волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов земли русской и да­же иноземные гости - купцы заморские. И поэтому волжане промышляли - мастерили на продажу те ве­щи, которые можно было легко сбыть. Со временем ремесло становилось основным занятием многих и многих крестьян из поволжских сёл. Эти рукодель­ные крестьяне уже не пахали землю и не выращивали хлеб, потому что с утра до вчера работали в разных мастерских - токарнях, красильнях, ложкарнях.

В наши дни нм многих вставках можно посетить мастер-классы народных умельцев и посмотреть, как создаётся хохломской узор на деревянных изделиях. Золотую Хохлому создают поистине золотые руки.

 

Рисование декоративное по мотивам народной росписи "Золотая хохлома и золотой лес"

Задачи. 

Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. 

Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор. 

Учить ри­совать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. 

Развивать технические умения - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). 

Воспитывать эстети­ческое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Предварительная работа. Знакомство с народным декоративно- прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах.

Материалы, инструменты, оборудование.

Альбом для детского творчества «Золотая хохлома», пособие для оз­накомления с характерными элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно-прикладного искусства.

Содержание занятия.

Перед занятием воспитатель выставляет на столе или на большой подставке предметы с хохломской росписью и приглашает детей полю­боваться ими.

Примерный рассказ воспитателя «Золотая хохлома».

В Нижегородской области есть село Хохлома, где с давних-давних времён проходили всему миру известные ярмарки. На этих ярмарках продавали деревянную посуду и расписные ложки. И это дало назва­ние целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. Село называется Хохлома, и посуда, которая здесь изготавли­вается, тоже называется «хохломой». Вот уже много-много лет умель­цы делают здесь деревянные ковши, поставки (поставцы), братины, ложки... В наше время мастера научились делать современные наборы посуды - для соков, мороженого, варенья, салатов и пр., а также деко­ративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

Все предметы, сделанные народными умельцами, очень яркие, на­рядные, праздничные, красочные. Для этого мастерам приходится по­трудиться. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропиты­вают льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушива­ют в шкафах-печах. Металлический порошок и масло после нагревания в печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которо­го сам промысел и все изделия называют «золотой хохломой». Золотая, - потому что все предметы блестят как золото.

Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые хорошо сочета­ются с золотым фоном. Как вы думаете, какие? Да! Красный, чёрный, зелёный, коричневый и жёлтый. В этом состоит особенность данного жанра, у него есть свои строгие правила.

Посмотрите на эту посуду и скажите, какими же узорами мастера ук­рашают свои изделия? Да, любимые уэоры мастеров хохломской рос­писи - это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики в этих узорах особые. Мастера очень любят их рисовать и ласково называют «травкой». Иногда мастера рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в завитки. Такие веточки и кустики называют­ся «Кудриной» (от слов - кудри, кудрявая).

Рассмотрите эти узоры (воспитатель демонстрирует детям таблицы с вариантами элементов и узоров). Сейчас я покажу вам, как можно ри­совать «травку» и «кудрину». Воспитатель знакомит детей с варианта­ми растительного орнамента (см. рисунок) и предлагает самим попро­бовать нарисовать сначала травку, а потом ягодки и цветочки. Воспи­татель показывает детям основу будущих книжек-малышек, поясняет, что они сами будут рисовать картинки в этих книжках, чтобы подарить их малышам.

- Сегодня мы нарисуем лес, но не простой, а сказочный - золотой. Вслушайтесь: «золотой лес» - «золотая хохлома»... Давайте нарисуем лес, как хохломские мастера. В этом лесу будут кустики, веточки, де­ревца с листочками - травкой и Кудриной, с ягодками и цветочками. Дети рисуют «золотой лес» по мотивам хохломской росписи на первом развороте книжки и в конце занятия рассматривают, у кого какой лес получился и похож ли он на золотую хохлому.

После занятия. Декоративное рисование и аппликация по мотивам хохломской росписи - на полосе, круге, в уголках страницы будущей книжки (в форме квадрата или прямоугольника).

 

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru