Искусство керамики - лепка различных предметов из глины с последующим обжигом - известно с давних времён. Древнейшие земледельческие племена уже в III-II тысячелетии до нашей эры обнаружили пластические свойства глины и стали лепить из неё сосуды - сначала самые простые, а затем всё более и более сложные по форме и украшению.

Керамические плитки известны на Руси с XI—XII веков. Поначалу они создавались для украшения соборов и других зданий как декоративно-архитектурный элемент, а чуть позднее вошли в интерьеры жилищ людей разных сословий. Это широко известные печные и придверные изразцы.

Изготовление их начинается с формовки. Обычно изразцы мастерили парами. Один мастер заготавливал на гончарном круге клубуки - кольца для задней стенки (румпы), с помощью которой кафель крепился к печной кладке. Другой мастер в это время формовал пластинку и притачивал к ней кольцо, растягивая вдоль краёв. После формовки изразец дважды обжигали и расписывали. Для первого обжига роспись выполняется цветными глинами - ангобами. Сначала сырой изразец покрывают белым ангобом и по нему шилом гравируют рисунок на такую глубину, чтобы проступил тёмный слой глины. Этот этап называется ритованием. Потом отдельные части процарапанного узора закрашивают красно-коричневыми ангобами и отравляют на первый обжиг. Затем продолжают оформление керамическими красками - жёлтой, зелёной, иногда синей, покрывают глазурью и обжигают повторно.

Керамическая роспись и лепнина всегда связаны с формой изделия. Приступая к росписи предмета, мастер изучает его конфигурацию и придумывает такой узор, который подчеркнёт красоту пропорций и выразительность деталей.

На изразцах, которые всегда имеют форму квадрата, цветы, букеты, ветки, гирлянды, вазоны чаще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются центрическими. Одинарный цветок в центре обычно довольно крупный. Если цветок не очень большой, можно украсить и уголки изразца - цветками, листочками, ягодками.

Изразцы похожи на картины. Благодаря квадратной форме, их удобно соединять вместе, чтобы покрывать и украшать большие пространства. А изображать на них можно что угодно - любые узоры, растения, зверей, птиц, людей, сказочные существа и даже жанровые юмористические сцены со словами и присказками.

Конспект занятия "Лепка рельефная декоративная (изразцы). Чудо-цветок"

Задачи. 

Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера.

Предварительное работа.

Беседа о цветах: особенностях внешнего вида, местах произрастания, разнообразии, биологической и культурно-эстетической значимости. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная роспись и резьба по дереву и др. по возможности из коллекций или мини-музея дошкольного учреждения).

Материалы, инструменты, оборудование.

Керамические плитки или картонные квадратики размером 10x10, 15x15, 20x20; пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; 2-3 произведения декоративно- прикладного искусства с цветочными элементами декора, например, семёновская матрёшка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская ложка, вологодское кружево, писанка (миниатюра на яйце) и пр.

Рекомендуемые пособия, литература. 

Плакаты «Изразцы», «Синяя Гжель», «Золотая хохлома», «Чудо-цветы». Таблица с вариантами цветочных декоративных элементов. Комплект карточек «Бумажный фольклор» (цветок, вазон, букет, венок, гирлянда, дерево жизни).

Содержание занятия

Воспитатель показывает детям несколько произведений декоратив­но-прикладного искусства с растительным декором. Особое внимание обращает на цветочные элементы и с помощью таблицы показывает их декоративные варианты. Рассказывает детям о том, что с давних-давних времен люди изображают цветы на своей одежде, посуде и даже мебели: рисуют, вырезают, вышивают, ткут, плетут и т.д. Выставляет карточки «Цветок», «Вазон», «Букет», «Венок», «Гирлянда», «Дерево жизни») из комплекта «Бумажный фольклор» и сообщает, что эти варианты цветочных композиций встречаются в разных видах декоративно-прикладного искусства - в росписи, вышивке, ткачестве, ковроделии...

- Но, оказывается, есть ещё один вид народного искусства, в котором цветы «согревали» людей холодной зимой и радовали жарким летом. Это изразцы - керамические плитки с узором, которыми облицовывали печи. Техника создания изразцов настолько увлекательна, что и мы с вами можем мастерить нечто подобное. Конечно же, у нас получатся не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Возьмем пластину-основу, наметим палочкой (карандашом) точку в центре и, если нужно, в уголках - на одинаковом расстоянии. Предста­вим чудо-цветок во всей своей красе. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в сюжетных картинах - с заднего плана). Берем кусочек глины (пластилина), раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к фону в центре пластины. Это первый слой (венчик) лепестков. Берем еще один кусочек глины - чуть меньше по размеру (если лепим из глины, лучше взять другой цвет). Снова раскатываем шарик и выкладываем поверх первой лепешки, слегка прижимая. Это второй венчик лепестков, он будет рельефнее выступать над поверхностью. Украсим его красивой маленькой ягодкой. Вернемся к первому слою, украсим и его - выложим по кругу жгутик или прилепим много маленьких шариков. А вокруг нашего слоеного цветка прилепим красивые лепестки: одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные. Если захотим, прилепим в придачу ко всему прочему: тычинки, листочки, бабочку или пчелку. И в уголках сделаем узор из ягодок и листочков.

После занятия.

Оформляется выставка «Чудо-цветы». Беседа, чтение стихотворений, исполнение песенок о весне и цветах. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих в своём декоре цветочные элементы.

Информация для учителя.

Как можно подготовить пластину-основу для лепных картин?

Раскатываем скалкой глину или размягченный пластилин в пласт толщиной 0,5-1 см и нарезаем на квадраты желаемого размера. Для удобства вырезаем шаблон (квадрат желаемого размера) из бумаги и пользуемся им как меркой - накладываем на раскатанный слой и вы­резаем ножом или стекой (спичкой, зубочисткой).

Покрываем тонким слоем глины или пластилина керамическую плитку, деревянную или пластиковую дощечку, картон.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru