На реке Волге есть старинный городок Городец. А за ним - леса. Большие-преболь­шие, непроходимые, дремучие. Когда-то в Городце строили корабли. В те времена ко­рабли ходили на вёслах и под парусами. Корабелы из Городца строили деревянные корабли для всей Вол­ги-матушки. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими резными фигурами и узорами. На носу корабля помещали деревянных русалок, их называли Берегинями. На корму львов укладывали. Но эти львы не грозные хищники, а добрые и улыбчивые со­здания с человеческими глазами и загадочными улыбками, как сфинксы.

И дома в Городце украшали такой же богатой резьбой. Эти дома и в наши дни похожи на сказочные терема. И сани и дуги там делали позолоченные и расписные, каких больше нигде не увидишь. Домаш­няя мебель и утварь тоже из дерева сделана и роспи­сью дивной покрыта. Сплошь в затейливых узорах там и посудники, и сундуки, и прялки, и другие до­машние вещи.

Делают в Городце и необыкновенные детские иг­рушки - из дерева, из глины. Но глиняные игрушки не расписные, как в других местах, а политые блестя­щей цветной глазурью. Самое же примечательное в Городце - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами: «Конь копы­том бьёт, удила грызёт». Коня рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обяза­тельно окружают яркими сказочными цветами. Ино­гда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зве­рей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких- то сказочных, весёлых садах или даже в целых ска­зочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы. Обычных коней рисуют и вырезают из дерева не только в Городце, но и во многих других местах. И делают это с древних-древних времён, по­тому что конь всегда был главным и лучшим помощ­ником человека. Конями очень дорожили, их очень любили, иногда последний кусок хлеба отдавали ко- ню-работнику. Фигурки коней помещали на прялках, крышах домов (отсюда и название «коньки»), детских люльках. Иногда их изготавливали даже из золота, серебра, драгоценных камней и носили как любимые украшения... Но только в Городце конь превратился в сказочную птицу.

 

 

 

Рисование по мотивам Городецкой росписи "Кони-птицы"

Задачи. 

Создать условия для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам Городецкой росписи. Развивать воображение, чувст­во цвета, формы и композиции. Воспитывать интерес к родной культу­ре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно-при­кладном искусстве.

Предварительная работа. 

Рассматривание предметов быта, создан­ные мастерами Городца (например, разделочную доску, короб, декора­тивную тарелку, прялку, детский стульчик, коня-качалку). Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.

Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художествен­ного творчества «Чудо-кони», «Чудо-птицы».

Материалы, инструменты, оборудование.

Для рисования - листы бумаги разного размера и формата желательно жёлтого цвета (прямо­угольной, круглой, овальной, квадратной формы), краски гуашевые, ки­сти, баночки с водой, пастель, фломастеры. Для рассматривания - Го­родецкие игрушки и предметы быта (или их изображение). Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.

Плакаты «Чудо-птицы», «Чудо-кони» (Городецкая роспись»).

Альбомы для детского художественного творчества «Чудо-птицы», «Чудо-кони».

Технологическая карта по декоративному рисованию «Конь-птицы» (по мотивам городецкой росписи).

Содержание занятия

Воспитатель показывает детям Городецкие игрушки (коня-качалку) и предметы быта (разделочную лоску, короб, декоративную тарелку, прял­ку) и рассказывает детям о Городецком промысле (см. предисловие):

Но коней, летящих подобно птицам, нигде, кроме Городца, не уви­дишь. Потому так прекрасны эти кони-птицы, что делают их настоящие художники, передавая своё мастерство из поколения в поколение: от деда к внуку, от бабушки к внучке... А может, потому они в Городце так хороши, что здесь всегда любили сказки: ведь и корабли мастерили сказочно красивые, и дома, и разную домашнюю утварь.

- Давайте и мы с вами нарисуем сказочных коней-птиц. Возьмём ли­сты бумаги жёлтого цвета, будто это крышки деревянных шкатулок или дверцы шкафчиков, а мы украшаем разные изделия из дерева красоч­ной росписью, как это делают настоящие мастера из Городца.

Воспитатель показывает детям последовательность изображения Го­родецкого коня (выставляет технологическую карту) и комментирует этапы: сначала рисуем туловище как у птицы, потом хвост и гриву из удлинённых завитков, после того, как краска подсохнет, украшаем ту­ловище и рисуем мелкие детали - глаза, рот, удила. Напоминает, что ту­ловище нужно рисовать всем ворсом кисти, а хвост, гриву и узор - кон­чиком кисти.

Педагог напоминает, что кони-птицы мчатся над сказочными цвету­щими садами и волшебными замками, поэтому внизу и по уголкам мож­но нарисовать городецкие цветы дивной красоты (показывает их изо­бражения). А вверху ярко светит солнце-цветок. Вот какие красивые сказочные картины получатся у нас с вами.

Дети выбирают по своему желанию размер и формат бумаги жёлтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы), ещё раз внимательно рассматривают изображение городецкого коня и начина­ют рисовать коней-птиц, летящих над сказочными цветущими садами.

В конце занятия проводится экспресс-выставка «Кони-птицы».

После занятия. 

Составление описательных рассказов «Кони-птицы» (по своим рисункам). Игра в «музей» - посещение тематической вы­ставки «Кони-птицы», на которой дети по желанию выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о картине - своей или той, которая по­нравилась больше всего.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru