rasskazy_o_pisateljakh

Дар Кассандры — страшный дар. Предвидеть беды и не иметь возможности их предотвратить. Предупреждать о неминуемых катастрофах и не быть услышанным современниками. Такова судьба большинства пророков.

 

ЧАПЕК КАРЕЛ
09.01.1890, Мале-Сватоневице — 25.12.1938, Прага
чешский писатель
ЧАПЕК ЙОЗЕФ
23.03.1887, Гронов — между 04 и 25.04.1945, концлагерь Берген-Бельзен
чешский художник, писатель
Карел Чапек мало походил на пророка. Во всяком случае, внешне. «Невысокий, хрупкий, с ярким румянцем на щеках, чуть припухлыми губами и упрямым фонтанчиком волос на затылке», он даже в солидном возрасте напоминал мальчишку. Да и начинал Чапек далеко не как пророк...
Они были молоды, стремительны, насмешливы, дерзки и вызывающе талантливы, эти братья Чапеки. Они вошли в литературу вместе — авторами оригинальных рассказов, иронических миниатюр и статей об изобразительном искусстве, которые составили впоследствии сборники «Сияющие глубины» (1916) и «Сад Краконоша» (1918).
Творческая и бытовая жизнь братьев была настолько тесной, что их почти не различали, часто принимая за близнецов, хотя Йозеф был старше Карела на три года и сначала в их слаженном дуэте играл первую скрипку.
Так повелось с детства, когда малыш Ичек пытался во всём следовать за братом, копируя даже его увлечения. Йозеф рисовал. И Карел взял в руки кисти. Порой для занятий живописью они располагались прямо на улице, вывешивая табличку: «Не глазеть!» Вслед за старшим братом, который в третьем классе начальной школы задумал писать роман, младший тоже принялся за сочинительство.
Повзрослев, оба наотрез отказались пойти по стопам отца и выбрать благородную профессию лекаря. Тогда Антонин Чапек выделил сыновьям половину своего состояния, чтобы те могли жить, как они считают нужным. Недолго думая, братья отправились учиться за границу. Йозеф — в Париж, Карел — в Берлин. Младшему хватило расставания на несколько недель. Он бежал во Францию к брату, где его ждали общие разговоры, общие прогулки по вечернему городу, общие литературные замыслы.
На родине, куда Чапеки довольно быстро вернулись, совместное творчество приобрело вполне реальную форму: стали публиковаться их произведения. Так на их общем счету оказалось несколько прозаических сборников (два из них уже упоминались) и пьесы.
И всё же Йозефа всегда больше влекла живопись, а Карела — литература. Так что со временем старший брат стал известным художником, младший — всемирно признанным писателем. Но до этого момента каждому из них предстояло пройти ещё довольно длинный путь.
Ужасы и потрясения Первой мировой войны и нежданно нагрянувшая болезнь позвоночника изрядно поменяли мировоззрение Карела. Из юного анархиста и мечтателя он превратился в прагматика и скептика. Что, между прочим, более подобало доктору философии, каковым он стал, закончив в 1915 году Пражский университет. Научная карьера занимала Чапека мало. После университета, как и до него, он продолжал с увлечением работать в газетах. Его изобретательная фантазия находила «свое выражение в лёгкой болтовне воскресных фельетонов, в забавных сериях очерков, полных остроумных наблюдений над жизнью» (Э.Басс), в путевых заметках, маленьких комментариях и афоризмах.
На страницах газеты «Лидове новины», сотрудником которой Карел Чапек оставался долгие годы, впервые были опубликованы и многие его романы. Популярность на родине росла со стремительностью снежного кома. А вот мировое признание Чапеку принесли пьесы.
Драма «R.U.R.» (1920) с триумфом прошла по театральным подмосткам многих европейских стран, породив массу последователей и подражателей. В России, например, Алексей Николаевич Толстой создал по её мотивам пьесу «Бунт машин». Кстати, эта драма Чапека обогатила международный лексикон новым словом — «робот» (говорят, его придумал и подарил брату Йозеф). В этой почти юношеской пьесе уже содержались намеки на предстоящие трагедии. Но кто их слышал, смакуя оригинальный фантастический сюжет «R.U.R.»а?
Фантастический сюжет стал основой и других пьес Чапека — «Средство Макропулоса», «Белая болезнь», а также романов «Фабрика Абсолюта», «Кракатит», «Война с саламандрами». И всё же не фантастика как таковая являлась главным содержанием этих произведений. Писателя прежде всего волновали проблемы современного ему общества — социальные потрясения и конфликты. И в этом он, несомненно, следовал за своими предшественниками — А.Франсом и Г.Уэллсом.
Современники читали социально-фантастические утопии Чапека, искренне восхищаясь блестящим сатириком и оригинальным мыслителем, но достаточно прохладно относясь к новоявленному пророку с его проповедью близящейся катастрофы.
Порой Чапек и сам пытался спрятаться от переполнявших его предчувствий за всякими бытовыми делами и заботами. Вместе с братом они построили дом в Праге, где потом поселились вместе и куда через несколько лет Карел привёл молодую жену, талантливую актрису Ольгу Шайнпфлюгову. Он самозабвенно ухаживал за небольшим садом, который сам посадил и вырастил. Он придумывал себе массу занятий и увлечений (от коллекционирования пластинок и персидских ковров до фотографии и кинологии). Он путешествовал — много и со вкусом. И даже иногда повторял ещё любимый лозунг своей молодости: «Всё, что неизбежно, — к лучшему!» Но к лучшему ли?
Одна из последних пьес Чапека носила название «Белая болезнь». Писатель ошибся только в цвете. «Коричневая чума фашизма» начинала свое роковое шествие по Европе. И первой страной, границы которой она переступила, была Чехословакия.
Ещё можно было спастись. Всемирно известного писателя с радостью приняли бы и в Англии, и во Франции. Но он — интеллигент, философ и «человек мира» — в тот страшный час предпочёл остаться со своей страной.
Карел Чапек вполне сознавал, что его ожидает. Такой беспощадной сатиры на гитлеровскую Германию, какую он создал в романе «Война с саламандрами», ему, конечно, не простили бы. И не простили. Почти сразу после оккупации Праги за писателем пришли. Но на этот раз эсэсовцы опоздали. Смерть забрала Карела Чапека раньше. Обыкновенная простуда оказалась проворнее гестапо, тем самым избавив писателя от трагической судьбы его брата Йозефа, который прошёл через многие фашистские тюрьмы и концлагеря и умер в одном из них от тифа в апреле 1945 года.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru