rasskazy_o_pisateljakh

Немногие достоверные события жизни Шекспира так густо окружены легендами, что всякий, кто хочет узнать его настоящую биографию, вынужден блуждать среди домыслов, вымыслов и предположений, словно неопытный путник в дремучем лесу.

Перед ним встают загадки, противоречия, теории о людях, которые могли бы написать пьесы Шекспира вместо него, и просто неизвестность. Постараемся же найти тропинку в этих дебрях, как находили её жители Стратфорда в Арденском лесу, подступавшем к городу с севера в те незапамятные времена.
Даже самые суровые недоброжелатели не могут отрицать, что Уильям Шекспир был сыном Джона Шекспира, перчаточника, и жены его, Мэри Арден. Об этом свидетельствует запись о крещении в церкви Святой Троицы 26 апреля 1564 года (а крестили в те времена обычно на третий день после рождения). Джон Шекспир, почтенный гражданин Стратфорда, много лет был олдерменом и даже однажды избирался бейлифом (городским головой).
Есть все основания полагать, что его старший сын Уильям учился в Новой королевской школе Стратфорда, которая считалась тогда одной из лучших в Англии. Школа была грамматической и давала, кроме умения читать, писать и считать, ещё и знание латыни, греческого, знакомство с древнеримскими авторами и основами стихосложения. Юный Шекспир не любил школу (если судить по высказываниям героев его пьес), но «Метаморфозы» Овидия сделались его любимой книгой на всю жизнь.
В 1582 году восемнадцатилетний Уильям Шекспир женится на Энн Хетеуэй, которая была семью годами старше него. У них рождается дочь, а через два года близнецы — мальчик и девочка. Сына назвали Гамлетом (в просторечии — Гамнетом).
 
Стратфорд-на-Эйвоне. Дом, где родился Шекспир.
Гравюра 1806 г. 
Никто не знает, как случилось, что молодой Шекспир оставил семью, отца, дела которого шли неважно, и очутился в Лондоне. Скорее всего, он отправился туда вслед за одной из актёрских трупп, что в конце 1580-х годов так часто посещали Стратфорд, поражая воображение зрителей звуками барабанов и труб, яркими атласными костюмами и нездешними страстями изображаемых героев.
О первых шагах Шекспира на театральном поприще ничего не известно в точности. Рассказывали, что сначала он следил за выходами актёров в одной из постоянных лондонских трупп, потом стал играть маленькие роли и, наконец, хорошо изучив театр, стал писать пьесы.
«Генрих VI» — драматическая трилогия о Столетней войне и Войне Роз представлена была впервые в театре «Роза» на берегу Темзы в 1592 году и имела большой успех. Зрителей ошеломили размах и стремительность действия, длившегося много часов. За звоном мечей, громом выстрелов и криками бойцов нелегко было понять, кто из королей и герцогов прав, а кто преступен. Казалось, что и сам автор на стороне того, кто лучше сражается и красноречивей говорит…
Но «Ричард III», последовавший вскоре за первой пьесой, показал, как глубоко задумывался его автор над природой власти и над пределами, которые дозволено человеку перейти в борьбе за неё.
Кровавый Ричард Глостер казался порождением чумы, поразившей Лондон в 1592-1594 гг. и закрывшей двери театров. Но в это же самое время Шекспир пишет «Комедию ошибок» и печатает восхитившую всех поэму «Венера и Адонис». На титульном листе поэмы впервые стояло имя Уильяма Шекспира, а посвящена она была Генри Ризли, графу Саутгемптону. Юный вельможа страстно любил театр и покровительствовал Шекспиру.
Во дворце Саутгемптона, украшенном всеми причудами роскоши, звучали итальянские стихи и музыка; манеры друзей хозяина были так же утончённы и изысканны, как кружева их воротников и манжет. Здесь Шекспир мог видеть весь цвет аристократии, поэтов, художников, музыкантов и модных красавиц. Ему стоило сделать только шаг, чтобы остаться в этом избранном обществе. Надо было бросить низкое актёрское ремесло и принять высокий жребий поэта. Но когда кончилась эпидемия и открылись театры, Шекспир снова возвратился к своему делу, к друзьям из труппы Ричарда Бёрбеджа, называемым «слугами лорда-камергера», в театр, полом которому служила земля, покрытая камышом, а крышей — небо.
В 1599 году на южном берегу Темзы шекспировская труппа выстроила новый театр «Глобус», и Шекспир стал его совладельцем.
Театр вмещал 2500 человек. В нём всё было не так, как теперь. В партере зрители стояли — там были самые дешёвые места. Те, кто побогаче, сидели на галереях, опоясывавших внутренние стены. А самые знатные и пышно одетые театралы восседали в креслах прямо на сцене. Сцена, с трёх сторон окружённая зрителями, далеко выдавалась в зал. Слова актёров, как с палубы корабля, летели в людское море. Есть свидетельство, что когда в хронике Шекспира «Генрих IV» на подмостках появлялись сэр Джон Фальстаф, принц Гарри и ещё кто-нибудь из их компании, публика забывала грызть орехи и жадно ловила каждое слово толстобрюхого рыцаря и его весёлого принца.
Жизнь шла своим чередом. Рано утром — репетиции, днём — спектакли, где он играл роль Призрака в «Гамлете» или не очень значительных королей; вечером и ночью — чтение, разучивание ролей, сочинение новых пьес. Раз в год — поездка в Стратфорд, чтобы побыть с семьёй и купить участок земли или дом, в котором можно будет скоротать старость…
Но рядом с этой жизнью шла другая, непонятная, необъяснимая, неподвластная ни людям, ни времени; та, в которой он уходил всё дальше, всё выше, познавая законы, правящие миром, и человека, попирающего все законы.
В театре «Глобус», чьё настоящее название — «Земной шар», а девиз — «Весь мир лицедействует», за шесть лет (1601-1606) было поставлено восемь новых пьес Шекспира: «Гамлет», «Двенадцатая ночь», «Троил и Крессида», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», а также «Конец — делу венец» и «Мера за меру».
За это время случился мятеж и казнь графа Эссекса; смерть королевы Елизаветы и смена династии; чума, Пороховой заговор Гая Фокса и некоторые другие события.
Новый король Джеймс I, сын казнённой Марии Стюарт, принял под своё покровительство актёров шекспировской труппы, которые отныне  именовались «слугами его величества короля» . Они сыграли при дворе все пьесы Шекспира, в том числе его последнюю пьесу «Буря» в 1611 году. В 1613-м театр «Глобус» сгорел, и вместе с ним сгорели все принадлежавшие театру рукописи Шекспира. Он покидает Лондон и окончательно перебирается в Стратфорд, чтобы провести там последние три года жизни. Хотя «Глобус» через год отстроили заново, Шекспир туда уже не вернулся.
 
Первое Фолио, 1623 г. 
25 марта 1616 года, тяжелобольной, он подписывает своё завещание. А 25 апреля его прах будет погребён в алтаре церкви Святой Троицы, там же, где был когда-то крещён маленький Уильям Шекспир.
В 1623 году, спустя семь лет после смерти друга, актёры театра «Глобус» Д.Хеминг и Г.Кондел собрали, по возможности исправив, тексты пьес Шекспира, «которые ранее были исковерканы в различных краденых и незаконно добытых» изданиях, и представили их читателям. Так называемое Первое Фолио включало тридцать шесть пьес, написанных Шекспиром за двадцать лет. В начале книги издатели поместили стихотворение Бена Джонсона, младшего собрата и драматурга, в котором он сказал, что Шекспир «принадлежит не одной эпохе, но всем временам».
 
* * *
В 1997 году в Лондоне, почти на том же месте, был восстановлен театр «Глобус». В нём идут спектакли, как шли они более четырёх веков назад.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru