Как повысить эффективность усвоения материала школьниками при помощи одного из инновационных методов преподавания — кейсовогометода? Как сделать процесс усвоения материала достаточно интересным и результативным? Как подготовить учителя к использованию реальных экономических, социальных и бытовых ситуаций на уроке?

Использование инновационных технологий обучения, начавшись на рубеже 2000-х годов в вузах, постепенно дошло и до школы. Опыт использования кейс-технологий показал, что они являются одним из наиболее эффективных инструментов не только передачи, но и активного усвоения новых знаний и их применение актуально не только в высшей школе, но и в средней, а также и в начальной.

Начало использованию кейс-технологий положили в 1920-е годы ученые Бизнес-школы Гарварда. В то время это было связано с потребностью студентов-юристов и экономистов в разработке и анализе практического материала, причем такого, который заставляет включить логику. Само название технологии произошло от латинского термина «casus», под которым понимают нестандартную, трудноразрешимую ситуацию. Еще в 50-е годы прошлого столетия на Западе этот метод был признан одним из наиболее эффективных методов обучения бизнесу, и была поставлена задача адаптации его под другие сферы научного знания.

В систему среднего образования в России технология кейсового обучения пришла в конце 1990-х. Сегодня она активно внедряется в среднее образование, и даже предпринимаются попытки предлагать кейсы младшим школьникам.

Осознание актуальности обращения к кейсам пришло с пониманием того, что бездумное повторение за учителем, механический пересказ текста, односложные ответы на вопросы педагога являются не только образовательным тупиком, но и серьезной методологической проблемой, отказ от решения которой приводил к снижению образовательного уровня в целом.

В то же время, социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в стране на рубеже веков требовала активного усвоения подрастающим поколением уроков, актуализировала необходимость мыслить нестандартно и самостоятельно. Эта актуализация стала хорошей средой для активного внедрениякейсового обучения.

Источники кейсов для социального проектирования могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

 

Сегодня около ¾ используемых в практике школьного преподавания в России кейсов совмещают следующие элементы:

Ролевая игра. Например, галерея персонажей произведений К.И.Чуковского. Каким персонажем вы бы хотели в ней быть и почему?

Проектный метод. Например, составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» М.Пришвина. Подпишите каждый «экспонат» галереи.

Ситуативный анализ. Например, представьте себя в качестве героя рассказа А.Платонова «Разноцветная бабочка», как бы вы поступили?

Нередки случаи, когда кейсы содержат всего лишь одну проблему и называют три-четыре подхода к ней. Школьнику нужно выбрать один и аргументированно отстоять его. Совершенно необязательно, чтобы кейс описывал всего лишь одну ситуацию-затруднение: в отличие от традиционных образовательных заданий, они имеют множественное решение и огромное количество путей для решения задачи.

Центральное место в структуре кейса занимает аналитическая трактовка описываемой реальной ситуации, не только раскрывающая практические проблемы, но и актуализирующая комплекс специальных знаний (владения, навыки, умения), который необходимо задействовать для успешного решения конкретной проблемы.

Одной из важнейших целей кейс-обучения является выработка у учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в деятельности. Для этого педагогу необходимо сначала усилить познавательный интерес к предмету, а уж это, в идеале, приведет и к возрастанию социальной активности, и к умению слушать себя и других, и к потребности «радоваться миру», по словам Шалвы Амонашвили.

Стоит ли применять технологию в младшей школе?

Этот вопрос давно стоит на повестке дня, поскольку если в средней школе кейс-технологии доказали свою эффективность, то в начальной, во-первых, само составление задач вызывает ряд трудностей для учителей, а во-вторых, составленные кейсы вызывают трудности восприятия у детей.

Опыт показал, что при использовании кейсовых методик обучения у детей из начальной школы происходит развитие навыков критического мышления и проблемного видения ситуации, умение отстаивать свою точку зрения и предлагать альтернативные варианты решения проблемы. Таким образом, учителю необходимо показать, как правильно анализировать информацию, производить ее отбор для выполнения конкретной задачи, ставить цели и добиваться их достижения.

Стоит ли преподавателю развивать навыки командной работы или действовать индивидуально? Ответ на этот вопрос педагог найдетв детях, с которыми ему предстоит работать. Если они достаточно общительны, умеют высказывать свое мнение в небольшой команде одноклассников, склонны к результативному взаимодействию, наконец, хорошо мотивированы на результат — надо пробовать работать в команде. Правда, при этом нужно быть готовым к тому, что такая работа займет больше времени (не менее 20-25 минут от урока), нежели индивидуальные задания.

Важным элементомкейсовых заданий является то обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени. Педагогу следует помочь школьникам вступить в игровое взаимодействие, чтобы «погрузиться» в событие и по итогам такого погружения принять рациональное решение. Достигается оно в большинстве случаев в коллективном взаимодействии на площадке идей, которой является работа в классе.

  Можно выделить шесть методов работы с кейсами для начальной школы:

- Кейс-инцидент.

-Ситуационно-ролевые игры.

-Ситуационный анализ.

-Разбор деловых писем.

-Метод дискуссии — применяется при достаточной подготовленности класса к аргументированному отстаиванию своей точки зрения. Опыт показывает, что включать этот метод в работу можно примерно через 3-4 месяца после начала работы с кейсами.

Начиная работать с кейсами в первый раз, учитель всегда боится неизвестности: как воспримет класс это новшество? Будет ли обратный отклик? Ответить на эти вопросы довольно трудно, но педагог должен попробовать: в большинстве случаев отклик класса превзойдет все самые смелые ожидания!

Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и как часто их использовать? Опыт показывает, что от 10 минут в начале работы с этой технологией, на стадии привыкания класса к ней до 25-30 минут, когда школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно работу с кейсами проводить через урок, особенно на уроках по литературному чтению и окружающему миру.

Отдельно стоит сказать о задавании кейсов на дом. Поскольку это все-таки командная работа, такие домашние задания должны быть «долгосрочными», то есть задаваться за 2-3 недели до отчета по ним.

Необходимо помнить, что кейс-технологии призваны сформировать, в первую очередь, новые качества и умения, а уж потом уже закрепить знания, они связаны с интерактивом, а потому, работая с кейсами, не нужно стараться слишком строго оценивать фактические знания. Выставить отметку за интересную логику рассуждения и нестандартное мышление значительно сложнее, но ради развития своих учеников стоит попробовать это сделать. 

Так, наиболее сложны для реализации технологии кейсов уроки чтения, ведь именно на них текст подводит детей к той или иной мысли. Если учитель видит, что класс достаточно силен, можно попробовать поэтапно ввести технологию кейсового обучения и для школьников 1-4 классов. Начинать нужно с заданий первой степени сложности, подразумевающей наличие практической ситуации и решения. Дети должны понять, подходит решение для конкретной ситуации или нет.

Вторая степень сложности предполагает необходимость нахождения решения для имеющейся ситуации. Например, можно сравнить точку зрения писателя, высказанную им в произведении, с его реальными взглядами на жизнь, попробовать на основании данных его биографии обнаружить сходства и различия.

Третью степень сложности есть резон применять не раньше чем в 3-4 классах. К предложенной ситуации школьники должны сами сформулировать проблему и наметить пути ее решения.

Педагогу перед работой с кейсами в классе рекомендуется объяснить школьникам, что для успеха этой работы вначале нужно самостоятельно прочесть материал, ознакомиться с дополнительной литературой. Следует подчеркнуть, что единственно верного ответа при данной форме работы просто не существует, решений у одного кейса может быть множество, и все их можно и нужно выдвигать, обсуждать и аргументировать.

Начинать решение кейса стоит с выявления проблемы, ключевого места конкретной задачи. Если кейс решается в составе команды из 5-7 человек (это оптимальное число обучающихся для работы по рассматриваемой технологии), целесообразнее всего выделить на его решение 20 минут времени урока, причем в заключительные 5 минут ответ должен быть сформулирован и записан.

Ситуативные кейсы, используемые на данных уроках, чаще всего будут включать в себя задачи:

Определения проблем и перспектив взаимоотношений между лицами, живущими в одну историческую эпоху или главными героями произведения.

Анализа или составления маршрута следования героя или временного развития исторического события.

Заполнения таблиц хронологии событий.

Основная задача учителя в данном случае — не подсказать обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!

Постепенно, через урок-два после начала решения мини-кейсов, стоит переходить к сжатым кейсам объемом до 6 страниц, над решением которых на уроке трудится весь класс, поделенный на группы по 5-8 человек в каждой.

Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще и по структуре: на первом занятии будут структурированными (содержащие четкие, конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкий ответ), на следующем — неструктурированными (содержащими обилие данных и дающих простор для творчества), а на третьем — первооткрывательские (проверяющие способности подростков мыслить нестандартно, что полезно, например, при отборе учеников на предметную Олимпиаду) — это продемонстрирует просто высший пилотаж учителя. Что, конечно, позволит ему добиться двух главных целей: удержать внимание класса на должном уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные уроки жизни.

Конечно, подготовка кейсов требует от учителя творческих способностей и наличия свободного времени: не менее 10-15 часов в месяц. Однако плюсы от использования кейсового обучения компенсируют эти затраты: дети станут более самостоятельными, им будет легче освоить школьный материал, а, самое главное, взрослая жизнь уже не будет им казаться такой сложной и оторванной от того, чему учили в школе!

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru