Концепция модернизации Российского образования одним из новых социальных требований, выдвигаемых перед школой, называет воспитание личности глубоко образованной, нравственной, и социально ответственной.

Объективное разделение в процессе обучения огромного многообразия знаний на отдельные учебные дисциплины невольно приводит к тому, что ученик воспринимает целостный мир и целостную культуру дезинтегрировано, а учебные предметы и способы работы – вне связи друг с другом, разрозненно.

Задачей учителя является поиск возможных путей интеграции, поиск общих способов действия, которые в результате приведут к целостному пониманию картины жизни.

Таким особым способом построения образовательного процесса является технология учебной деятельности, в рамках которой идёт формирование компонентов учебной деятельности, в частности контрольно-оценочной деятельности, как одного из способов интеграции учебных дисциплин.

Итак, одна из важнейших задач начального этапа образования – формирование основных механизмов учебной деятельности учеников.

Самое главное при формировании учебной деятельности – перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность и осознанность применения усвоенного общего способа действия.

Основная цель моей работы по программе развивающего обучения О.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – формирование полноценной учебной деятельности у учащихся.

Неотъемлемым звеном каждого акта учебной деятельности является деятельность контроля и оценки, играющая важную роль в организации всей учебной деятельности.

Учебные деятельности контроля и оценки направлены не на преобразование предмета, а на сами предметные действия. П.Я. Гальперин говорит о контроле, что единственным его продуктом является его улучшение другого, продуктивного действия, которое всегда осуществляется вместе с ним. Однако, как и другие учебные действия, действия контроля и оценки – это действия ученика, а не учителя.

Мои усилия как учителя направлены, в первую очередь, не на оценку работы ученика и не на контроль за выполнением его действий, а на организацию его собственных контрольно-оценочных действий.

Под контролем мы подразумеваем прежде всего, контроль за правильностью и полнотой операций, входящих в состав деятельности, контроль по результату.

Оценка также, прежде всего, относится к способу действия. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ деятельности, как результат решения данной учебной задачи.

Выявление технологических приемов и условий формирования контрольно-оценочных действий.

При работе над проблемой возник вопрос: "Какие условия необходимы, чтобы ребёнок начал концентрировать результаты своих действий, затем последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять основания самого плана действия”? Изучив литературу по данному вопросу и обобщая свой прежний опыт и опыт коллег, я выделила 4 необходимых условия:

Предварительное выделение ориентировочной основы, "плана” действий, в котором чётко зафиксированы состав и последовательность операций, обеспечивающих правильное решение задачи.

Контроль для ученика должен стать особой задачей.

Тщательная организация процесса контроля, перевод ученика от одного этапа к следующему наводящими вопросами, подсказками, обсуждением дальнейшего хода контроля.

Создание особой атмосферы в классе (дети не должны стыдится своих ошибок, указать на ошибку товарищу, воспринимать это, как корректную форму помощи другу и самому себе).

При разработке педагогической технологии контроля и оценки учитывался и тот факт, что формирование учебной деятельности проходит несколько стадий, каждая из которых имеет свои особенности. Поэтому построение системы контрольно-оценочной деятельности, как с моей стороны, так и со стороны учащихся, были согласованы с целями и задачами каждой стадии и этапов образования в целом.

Для формирования действий контроля и оценки у учащихся были использованы следующие педагогические приёмы:

Прием "волшебные линеечки” (изобретение оценочных шкал школьниками).

Прием "прогностическая оценка” (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи).

Прием "задания-ловушки” (готовые "ловушки” на рефлексию освоения способа действия).

Прием "составление заданий с ловушками” (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.).

Прием "сопоставление своих действий и результата с образцом” (умение вычленять операциональный состав действия).

Прием "составление задачи, подобной данной” (направлен на вычленение существенного в представленной задаче).

Прием "составление задачи, подобной данной” (определение того, что ребенок кладет в основание своего понимания "подобная” задача).

Прием "классификация задач по способу их решения” (выделение общего способа действия).

Прием "составление задачи по чертежу” (умение переходить от графического языка к словесному описанию).

Прием "обнаружение причин ошибок и способы их устранение” (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации).

Прием "создание "помощника” для проверки работы” (умение найти или изготовить себе "помощника”, с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно).

Прием "составление проверочных заданий” (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий).

Прием "обоснованный отказ от выполнения задания” (методика "диктант для робота).

Прием "многоступенчатый выбор” (работа со столом "заданий”).

Прием "разноцветные поправки”.

Прием "умные вопросы”.

Прием "софизмы” (провокация на ложный путь решения задачи).

 Виды дидактических материалов.

В основе создания дидактических материалов, направленных на формирование контрольно-оценочного действия у учащихся, лежит разграничение предметного и оценочного действий.

Исходя из личного опыта, я убедилась, что наиболее трудным является формулировка содержательной оценки, которая бы адекватно воспринималась ребенком.

Поэтому умения разделяются на более мелкие операции, которые и подвергаются оценке со стороны ученика.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Задание 1. Дано слово. В нем 6 звуков. Сколько в нем слогов?

 Задание 2. Какие разные согласные звуки в приведенных словах обозначаются на письме одной и той же буквой? Подчеркните их, приведи свой пример.

ЛУГА – ЛЮСТРА, ПАР – ПЯТКА, МУХА – МЕЛ

Задание 3. В тексте спрятаны 5 ошибок. Найди их и исправь.

Маленький ежек прыгал в лесу. Там жыла лиса. Вчяще леса ходили маша и ее мама. Они поймали лесу и отнесли в цырк. Этот страшный звер всем понравился. Все были молодци.

Задание 4. Определи, что называют слова, и обозначь их с помощью схем.

Вагон –

Попугай –

Быстрый –

Печь –

Синева –

Задание 5. В каждой группе слов найди "лишнее” и подчеркни его.

Об олене, о тигре, о белке, о столе

Морозилка, морозилки, о морозилке, мороз

Весна, весенний, весело, веснушки

Задание 6. Даны звуко-буквенные схемы слов. Знаками вопроса обозначены согласные звуки. Определи, это мягкие согласные или твердые?

 

Оценочный лист к итоговой работе по русскому языку

Критерий оценки

Оценка моя

Оценка учителя

Ошибки, трудности

Умею найти ловушку в задании и отказаться от ее выполнения

 

 

 

Умею делать звуко-буквенный анализ слова

 

 

 

Вижу ли я орфограммы в тексте на изученные правила

 

 

 

Все ли ошибки я смог найти в тексте

 

 

 

Могу определить, что слово называет

 

 

 

Могу разгадать, по какому принципу составлены слова в группы, и найти для каждой группы "лишнее” слово

 

 

 

Могу по гласным буквам определить мягкость или твердость согласной

 

 

 

Вижу в задании ловушку, могу объяснить, в чем она заключается

 

 

 

 

Оценка

Итоговая контрольная работа по математике. 1 класс

Трудности

Учителя

Моя

Умение считать в пределах 12

1. Найди значение выражений

10 – 7
12 – 5
5 + 2
11 – 4

а – 0
е + 0
в – в 
6 – 4

3 – 7
0 – к

 

Умею выделять целое и части, соотносить данные задачи с чертежом, схемой

2. Соотнеси чертеж, схему с задачей

а. В вазе лежало 6 яблок. 4 яблока съели. Сколько яблок осталось?

б. На кусте шиповника распустилось 4 розы. К вечеру 6 роз завяли. Сколько роз осталось на кусте? 

 

в. У Коли 4 марки. Ему подарили еще 6 марок. Сколько марок стало у Коли?

 

Умею находить значения выражений, работая с числовой прямой

3. Найти значения выражений с помощью числовой прямой

 

36 + 3 – 2 = 
42 – 6 + 3 =

43 – 4 + 1 = 
40 + 4 – 4 =

38 – 3 + 5 =
41 – 2 + 3 =

 

Умею выделять известное и неизвестное в задаче

4. Реши задачи с помощью чертежа

а. На одной ферме было 5 арабских скакунов, а на другой на 3 больше. Сколько лошадей было на второй ферме?

б. У Оли несколько карандашей. Из них 3 простых, остальные цветные. Сколько цветных карандашей у Оли?

в. Гимназисты принесли в детский сад 6 книг со сказками и столько же книг о животных. Сколько всего книг гимназисты принесли в детский сад?

 

Умею строить чертеж, выделять целое и часть

 

Умею записывать решение по чертежу

 

Умею записывать ответ к задаче

 

+ – очень хорошо

v – бывают трудности

 – пока еще сложно выполнить

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru