В настоящее время перед школой стоит задача - вырастить самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Для этого целью обучения должно стать не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, школа должна научить их самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации, т. е. школа должна учить мыслить на основе полученных знаний, знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении. Результатом обучения должен стать уровень сформированности учебной деятельности

- тип мотивации, уровень развития познавательного интереса, особенности целеполагания (осознание и принятие учебной задачи), сформированность действия контроля и оценки своих возможностей учащимися.

В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету.

Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего "знания – незнания”. Г. Цукерман пишет, что "действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт”. Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: "это я уже знаю и умею”, "а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, "я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Учебное действие оценки – это действие самого ученика. Начиная с 1-го класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки

как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

выделять критерии оценки,

фиксировать их определённым образом,

проводить пооперационный контроль,

проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,

высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

Например, совместно с детьми на уроке изобретается специальная шкала – "волшебная линеечка” - и определяются параметры (критерии), по которым можно оценивать любое действие.

Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия. После самооценки ученика обязательно следует оценка учителя по тем же критериям. Ребёнок видит, что не всегда оценки разных людей могут совпадать. Он осуществляет пооперационный корректирующий контроль действий, выясняя, почему не совпали оценки.

Для формирования действий контроля и оценки у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания:

Прогностическая оценка – оценка своих возможностей для решения той или иной задачи.

Задания – "ловушки” - готовые ловушки на рефлексию освоения способа действия.

"Проверь себя” - задания на сопоставление своих действий и результата с образцом.

Классификация задач по способу их решения и составление подобных задач.

"Найди ошибку” - задания на обнаружение ошибок , их причин и способов устранения.

Составление задач по схеме (модели) – умение переходить от графического языка к словесной форме.

Создание "помощника” - куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно.

Обоснованный отказ от выполнения задания.

Построение гипотез, умение видеть различные варианты решения задач и т.д.

Вход в учебную деятельность для ребёнка невозможен без учителя. Ответы практически на любые вопросы можно отыскать в книгах, в сети Интернет, у окружающих людей. Учитель нужен для другого: он вводит ребёнка в учебную деятельность, помогает ему вырастить способность самостоятельно ставить и решать учебные задачи, делая его тем самым способным к самоизменению. Учебная задача (УЗ) вырастает из самой обычной практики. Чтобы дети смогли поставить и решить УЗ, учитель должен осмыслить, какое новое понятие (способ действия) должны открыть и освоить дети; разобраться в том материале, на котором предлагает ставить УЗ;

продумать, что нужно сделать для того, чтобы дети обнаружили своё незнание, поняли причины своих затруднений. Учитель должен стать реальным участником совместного поиска решения УЗ, но не его руководителем; он не должен навязывать детям правильный путь решения.

Рассмотрим несколько фрагментов уроков математики по постановке УЗ.

Фрагмент 1. Тема: "Приём вычислений 26+7”.(2 кл.)

Предлагаем детям начать урок с самостоятельной работы. В неё включены задания, с которыми могут справиться все учащиеся или большинство из них с целью создания ситуации успеха, а так же задания на новый способ действия.

Найдите значения выражений:

86-5

27+2

78-60

56+30

70-4

43+7

60-18

27+6

При проверке дети называют ответы и выясняют, какой случай вызвал затруднение и почему.

Значение выражения 27+6 нашли не все, ответы получились разными. Почему*Чем это выражение отличается от остальных*С таким случаем ещё не встречались, не знаем способа действий. В этот момент и возникает УЗ – научиться вычислять значение таких выражений. При постановке УЗ имеет место контроль, приводящий к отказу от старого способа действия в новых условиях – рефлексивный контроль. Далее идёт поиск решения УЗ. Слушаем рассуждение тех, кто решил. Важно в ситуации поиска услышать и зафиксировать на доске все детские версии, опробовать их и определить, какие оказались ложными, а какие помогли открыть новый способ действия. В процессе такой работы идёт формирование взаимоконтроля и взаимооценки участников совместного поиска. На данном уроке дети предложили две модели вычислительного приёма:

 

Учащиеся пришли к выводу, что обе модели верны, но наиболее рационален второй способ, т.к. прибавлять к круглому числу однозначное проще. Однако вариативность позволяет каждому ученику действовать индивидуально.

Фрагмент 2. Тема: "Умножение чисел, оканчивающихся нулями”. (4 кл.)

Начинаем урок с самостоятельной работы.

Найдите значение выражений:

198*10

36*3

27* 100

122*2

45*0

24*5

745*1

24*50

При проверке работы ученики ответили на вопросы:

Чем были похожи выражения?

Какими правилами пользовались в ходе работы?

Какие знания помогли справиться с заданием?

Какие вопросы возникли и почему?

Выяснили, что последний случай умножения 24? 50 встретился впервые, дети этого ещё не знают. Встала УЗ – научиться умножать на разрядное (круглое) число. УЗ фиксируется на доске и начинается поиск её решения. Все детские предложения записываются на доске и не комментируются учителем. После обсуждения версий и соответствующих вычислений ученики пришли к выводу, что нужно умножить число на произведение, чтобы найти значение последнего выражения:

24*50=24*(5*10)

Однако имеющихся знаний не хватает, т.к. свойство умножения числа на произведение детям ещё не знакомо. Возникает мотивация к изучению нового свойства. Знание свойства умножения числа на произведение нужно для решения возникшей учебной задачи. После изучения свойства

вычисляем значение выражения:

24*50=24*(5*10)=(24*5)*10=120*10=1200

Дети осуществляли рефлексивный контроль, прогностическую оценку в ходе этой работы.

На следующих этапах уроков по постановке УЗ и на последующих уроках идёт работа по усвоению учащимися открытого общего способа действия – пооперационный (пошаговый) контроль – контроль над правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав способа действия. Контроль должен быть направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок. Контролировать каждый шаг каждого ученика важно лишь очень короткое время (во время выполнения одного – двух заданий), а потом надо организовать постепенный переход от пошагового контроля к самоконтролю. Как включить каждого ученика в активную деятельность на уроке*Можно организовать работу в парах или в группах. Сначала каждый ученик самостоятельно применяет на практике открытый способ действия. Затем весь алгоритм дети проговаривают друг другу, обучая товарища и контролируя себя. Наконец, слово предоставляется всей группе (паре) для выступления перед классом. При этом класс внимательно слушает и оценивает работу группы. Здесь осуществляется и самоконтроль, и взаимоконтроль.

Диагностический контроль можно провести на следующем уроке после открытия нового общего способа действия. Его цель - определение уровня первичного усвоения и последующая коррекция, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся. Рассмотрим пример такой работы по теме: "Сложение и вычитание многозначных чисел”.

Найди значение выражений:

95340+6217

1345-392

Запиши выражения в столбик.

Покажи стрелочками разряды, которые переполняются (разбиваются).

Определи, сколько цифр будет в значении суммы (разности).

Найди цифру в каждом разряде.

Эта работа проводится "на входе” - на этапе решения частных задач.

Тестовая диагностическая работа "на выходе” проводится по окончании изучения темы. Её отличие от работы "на входе” в том, что в каждой операции представлены все возможные варианты неправильного выполнения. Задача учащихся уже не просто выполнить каждую операцию, а найти правильное решение и обосновать ошибочность других вариантов решения.

Учащийся должен быть сам заинтересован в таких работах с целью обнаружения чужих ошибок и коррекции собственных. Например, тестовая диагностическая работа по теме: "Деление многозначного числа на однозначное”.

1. Найди ошибки. Вычисли значение выражений правильно:

 

2. Проверь, правильно ли определено первое неполное делимое и количество цифр в значении частного. Спиши, исправляя ошибки.

 

Итоговый (констатирующий) контроль осуществляется на уроках математики в форме проверочных и контрольных работ. Можно "включить” учеников в процесс оценивания через подготовку контрольной работы. В конце изучения темы или раздела, за 2-3 урока до проведения контрольной работы, учащимся предлагается продумать её содержание. Дети выделяют основные понятия темы, те способы, которыми должны были овладеть, те навыки, которые приобрели в ходе работы над данным разделом. Коллективно обсуждается и характер практического материала, на котором можно проверить умения. Сущность этого этапа заключается в сопоставлении учебной цели с результатом. Что в этой теме главное*Что следовало понять*Чему научиться*Что я понял*Что умею*Чего не умею*Почему*В процессе этой деятельности осуществляется рефлексивный контроль и предварительная (прогностическая) оценка себя, усвоения материала, своих успехов и неуспехов. Вместе с тем систематизируется и обобщается усвоенное. Создаётся возможность самому учащемуся провести коррекцию собственной учебной деятельности на таком уроке, получить ответы на возникающие вопросы и поставить перед собой конкретные задачи по устранению пробелов в знаниях. Урок проходит за 2-3 дня до контрольной работы, ребёнок имеет несколько дней для подготовки, что снимает тревожность.

Итак, в начальной школе контроль как учебное действие имеет следующие виды:

по объекту контроля – самоконтроль и взаимоконтроль;

по месту, занимаемому в процессе решения задачи, - рефлексивный, прогностический, пооперационный, диагностический, корректирующий,

итоговый.

Эти виды контроля осуществляются через систему различных форм работ: диагностических, самостоятельных, проверочных, стартовых, итоговых. Ранее в школьной практике контроль реализовывался на уровне воспроизведения и применения знаний по образцу. В современной школе необходимо осуществлять его на более высоком уровне – уровне применения знаний в новой ситуации, требующей от ученика творческой деятельности, что способствует воспитанию самостоятельно мыслящей личности. На мой взгляд, это новый, современный, научно-обоснованный подход к обучению.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru