Условие 1.

Определение главной цели исследовательской деятельности. По нашему мнению это активизация обучения с переносом акцента на его исследовательский, творческий характер; а так же передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности.

Условие 2.

Исследовательская деятельность должна соответствовать интересам конкретного учащегося, его индивидуальным особенностям и проблемам его личностного развития.

Поэтому учителя, работающие в творческой группе, проводят мониторинг на основе анкетирования "Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности ребёнка” (1,2 класс) и опросника "Карта интересов” (3,4 класс).

(С.Ю. Прохорова, З.Д. Трубина, О.А.Еремеева. Работа с одарёнными детьми в сельской начальной школе полного дня // Одарённые дети и современное образование. - 2007. - № 1. - С.108.)

Условие 3.

Тема исследования должна быть интересной для самого ученика, а не для учителя, и нести познавательный заряд. В этом случае исследование превращается в увлекательный поиск. Темы исследований можно разделить на три группы (классификация А. И. Савенкова). В качестве примеров мы приводим темы исследований учащихся начальных классов за последние три года.

Фантастические

Ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Чем менее подготовлены к работе дети и учителя, тем чаще используются фантастические темы.

"Знакомая незнакомка (средняя арифметическая девочка 4-г класса)

 

 

 

Теоретические

Ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Более сложны и интересны в познавательном смысле, как правило, ориентированы на одарённых детей.

"Образ Бабы Яги в русских народных сказках”

"Кто такие пограничники?”

"Зачем чистить зубы?” 

Эмперические

Предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Более занимательны и доступны для большинства детей, но сложны в плане подготовки для учителя.

"Чей хвост длиннее?”

"Как влияют телевизионные передачи на второклассника?”, 

"Необходимые условия для развития растений”

Условие 4.

Исследование не может строиться только по схеме "ребёнок – взрослый”, а может и должно использоваться во всевозможных формах урочной и внеурочной деятельности.

В нашей школе учащиеся проводят учебные исследования:

на уроках, где используются конкретные проблемы, связанные с программным материалом ("Угадай рекордсмена”, окружающий мир, "Кто такой Серебряное Копытце? чтение, "Рейтинг частей речи”, русский язык);

в рамках организации тематических праздников ("Масленица”; "3-б и дорога”; "Устройство ракет”; "Говорящая азбука”);

в рамках профориентации ("Как стать издателем?”; "Как стать рекламным агентом?”; "Кто такой механик?”, "Какие бывают часы?”);

в рамках проведения тематических игр-путешествий ("Рыцарский роман”, коллективное исследование,1 класс; "Руслан и Людмила”, коллективное исследование, 2 класс; "Пословицы и поговорки как жанр русского народного творчества”);

в рамках проведения классных научных конференций "Ужасно интересно, всё то, что неизвестно” ("Кто такой настоящий Дед Мороз?”; "Чарующий мир лошади”).

Самые яркие, интересные работы представляются на школьной конференции "Первые шаги в науку”.

Условие 5.

Исследование помогает ребёнку в процессе диагностики собственных проблем, создаёт условия для их решения.

Наши ученики выбирали и разрабатывали такие темы, как

"Как правильно подписать тетрадь?”;

"Почему дерутся мальчишки?”;

"Секреты победителя”

Условие 6.

Использование технологии "Портфолио”. Папка -портфолио в начальной школе оформляется по желанию ученика и его родителей и, как правило, имеет следующие разделы:

коллекция работ, которая демонстрирует учебные результаты; усилия, приложенные к их достижению; прогресс в знаниях и умениях ученика по сравнению с его предыдущими результатами;

коллекция исследовательских работ;

коллекция творческих работ;

выставка достижений ребенка за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Условие 7.

Любая исследовательская практика с детьми требует от учителя глубокой заинтересованности, постоянного поиска. В этом случае он способен увлечь детей, создать оптимальные условия для успешного решения познавательных задач. Поэтому мы считаем, что педагогу необходимо развивать в себе такие качества, как восприимчивость к новому; неординарность мышления; постоянная познавательная потребность; желание увидеть себя представленным в своих учениках.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru