Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа  формирования знаний, установок, личностных ориентиров  и норм поведения, обеспечивающих сохранение  и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и  эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Уроки физической культуры в начальных классах являются важными в общей системе образовательного процесса в школе и направлено на охрану здоровья, формирования у детей интереса и положительного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

Сохранение и укрепление здоровья;

Развитие физических качеств, накопление и обогащение у младших школьников двигательных навыков и умений;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений ребенка и его психическом развитии. Известно, что если хорошо развита моторика, то и психическое развитие ребенка в норме. И вот здесь возникает проблема и противоречие в образовательной системе современности.
С каждым годом детей с ослабленным здоровьем не уменьшается. Наоборот, здоровье ребенка ухудшается по всем аспектам: нарушения в умственном, психологическом, физическом здоровье. В чем причина таких негативных тенденций?

Ребенок приходит в школу в 6-7 лет, когда происходит формирование тела, психики, развитие творческих способностей. Этот период наиболее благоприятный для опосредованного развития его интеллектуальных способностей. Необходимо организовать деятельность учащегося и предлагать ему такие виды деятельности как лепка, рисунок, аппликация, способствующие развитию мелкой моторики рук, которая является главным инструментом речи и мышления. Однако, большую часть времени наши младшие школьники проводят за компьютером! Нарушение режима работы за компьютером приводят к снижению зрения, ухудшению осанки, вызывают вялость и болезненное состояние организма. Общеизвестно, что движение формирует мыслительно-речевую деятельность. На наш взгляд, уроки физкультуры способны скорректировать здоровье школьника, «выжить» в среде компьютерных программ. В своей работе мы ставим перед собой решение таких задач:

Улучшить настроение!

Создать положительную мотивацию;

Усилить желание двигаться;

Сформировать потребность выполнять физическое упражнение или принимать участие в спортивной игре;

«Включаться» в работу не только на уроках физкультуры, но и на других уроках, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности: организации спортивных праздников, соревнований и пр.

Бесспорно, любой урок в начальной школе, а особенно  в 1-х классах, это спектакль, где учитель выступает в качестве режиссера, а учащиеся – артисты. Первостепенно в самом начале уроке задать ритм, которому подчиняется движение, ощущения, речь. В основе деятельности дошкольников – игровые мотивы. Именно поэтому все уроки в первых классах организовываются в игровой форме. Например,  в сложный адаптационный период первоклассников, когда нужно заложить основы (правильно строиться, собираться по команде, ходить и бегать разными способами и пр.), мы предлагаем игру «Листопад и дворник». В начале урока ученикам поступает предложении пройти прогулять в «парк». Начинает накрапывать  дождь, ускоряем шаг, потом бежим, так как дождь усиливается! И вот мы в «парке», где стоят разные деревья: толстые, тонкие, высокие и низкие, а на «ветках» висят «листочки».  Вот начинается «листопад». Затем мы учимся дышать с разной силой, выполняя дыхательное упражнение «ветер». И вот наши мальчишки и девчонки преврашаются в «листочки», отрываются от «веточек» и начинается «листопад».  Упражнение позволяет определить то, насколько развито воображение наших учащихся! «Листочки», тихо кружась, летя по свету («бег врассыпную»), а потом тихо ложатся на землю. Появляется «дворник»  (учитель), возмущенный, что опало много листьев и начинает подметать «листья» (дети поднимаются и рассаживаются на скамейке). «Ветер» усиливается, и «дворник», используя различные средства (метла, пылесос, трактор), сметает «листья». Это позволяет обучить школьников двигаться с различной скоростью и различными способами («на мысочках», «ползком на четвереньках», «перекатами» и пр.). В итоге, «листочки» сдувают «дворника» и радуясь, весело прыгают.

Так как такие занятия организуются в начале учебного года, то каждый урок заканчивается игрой с мячом. Учащиеся образуют круг, учитель встает в центре круга, бросает мяч ребенку, а ребенок, поймав мяч, возвращает его учителю и называет своё имя. Отличная идея, чтобы познакомиться и запомнить имена первоклассников. Можно передавать мяч из рук в руки учащихся, при этом учитель «догоняет» его.

Возможно, такие игры могут показаться примитивными, простыми, «детсадовскими». Однако, не забываем, что наши – первоклассники – это вчерашние дошкольники, а игра позволяет определить учителю способности учащихся, наметить план его дальнейшего развития.  В игре учащиеся не замечают, что обучаются каким-то новым элементам, развивал свои способности. Он просто играл!  Так, играя, мы «убиваем двух зайцев – обучаем и доставляем радость движения и общения, совместную радость для учащегося и учителя. Таким образом, через радость, положительные эмоции, хорошее настроение у учащихся формируется желание заниматься физкультурой и двигаться.

Общеизвестно, что учащихся и родителей «пугает» необходимость сдавать нормативы.

Каждый человек индивидуален! Кто-то рожден с хорошим дыханием для бега, кто-то – для плавания! Один человек обладает удивительной природной гибкостью, руки другого полны силы. Все это позволяет думать, что нельзя строго относиться к сдаче установленных нормативов в общеобразовательной школе. Необходимо похвалить ребенка даже за попытку выполнить то или иное упражнение, применив индивидуально-личностный подход. Важно личное достижение каждого ребенка! Хвалите! Хвалите смелее и чаще!

Основываясь на своем многолетнем педагогическом опыте, скажем, что уже к третьему году обучения у наших учащихся исчезает боязнь сдачи нормативов. И уже каждому хочется непременно улучшить свои результаты. Поддержать у детей стимул нам помогают дневники по физической культуре, где мы фиксируем личные спортивные достижения  в беге, прыжках и пр. по итогам каждой четверти. Каждый ученик может объективно оценить себя, сравнить свои результаты, сделать выводы. Заметим, что они очень переживают, если не видят положительной динамики и стараются улучшить свои результаты.

Таким образом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни начинается с формирования … положительных эмоций!  Как наши учащиеся любят организовывать и принимать участие в уже традиционных для нашей школы Весёлых Стартах! Этот спортивный праздник проходит в нашей школе в конце каждой четверти и является тематическим:

Осенние Весёлые Старты (в конце I четверти);

Новогодние Весёлые Старты (в конце II четверти);

«А ну-ка, мальчики!» (приуроченные к празднованию Дня защитника Отечества);

«Девчонки, вперед!» (приуроченные к празднованию Международного женского дня);

«Папа, мама, я – спортивная семья (в конце III четверти);

«Ура! Каникулы!» (праздник на свежем воздухе, в конце IV четверти).

Эти тематические спортивные праздники повышают мотивацию учащихся, формируют их желание получить звание «лучшего спортсмена класса» и получить право войти в состав команды  и представлять свой класс на спортивном празднике.

Подчеркнем, что большую роль в нашей «спортивной» жизни играют и родители учащихся. Именно родители принимают активное участие  в организации праздников, выступают в роли «зрителей» и  «участников». Большую помощь оказывают также старшеклассники и эта преемственность  поколений очень важна для младших школьников.

Бесспорно, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни ученика начинается. Конечно, с дома, с семьи, а в школе – с организации правильного режима учебного дня. Немалую роль в соблюдении правильного учебного режима дня отведено проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий. Ежедневная гимнастика в начале урока в сопровождении музыки проводится с целью повышения умственной работоспособности учащихся, созданию настроя на предстоящую активную учебную деятельность и предупреждение негативных сдвигов в организме, связанных с длительным пребывание в неподвижной позе (предупреждение синдрома гипокинезии). Продолжительность утренней гимнастики составляет  5 минут, проводят её сам учащиеся. Комплекс упражнений изменяется каждые две недели.

Мы также знакомим учителей начальной школы с «весёлыми физкультминутками», выполнение которых позволяет снять у учащихся напряжение в мышцах спины, пальцев рук и плечевого пояса. Совместно с учителями мы часто придумываем новые упражнения. Не секрет, что разработки физкульминуток можно найти в большом количестве в дидактических пособиях, в Сети. А можно, например, взять любое из стихотворений Агнии Барто, внести немного фантазии и «превратить» его в замечательную зарядку!

С целью увеличения двигательной активности учащихся в нашей школе введены перемены, продолжительность которых составляет 20 минут. Планируя график работы спортивного зала, мы учитываем необходимость предоставить зал для каждого класса во время одной из перемен. В спортзале дети играют с мячами, обручами, прыгают на батуте, участвуют в эстафетах.

В группах продленного дня также большое значение придается проведению подвижных игр на свежем воздухе.  Работа спортивных кружков и секций в школе также влияют на физическое здоровье наших воспитанников.

Лопуга Василий Федорович, кандидат психологических наук, доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПРО, объясняет необходимость уделять внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры в условиях реализации ФГОС. Так, к здоровьесберегающим технология на уроках физкультуры можно отнести беседы о технике безопасности, беседы о поведении в спортивном зале, об отношении детей друг  к другу; стенды с агитационной и наглядной информацией, выпуск газет на тему «Здоровье», «Спорт в нашей семье» и т.д.; доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученику; правильное распределение нагрузок и смена деятельности; обязательное представление учителя об учениках со специальной группой здоровья, посильно-активное вовлечение таких учеников в изучение физкультуры и вопросов сохранения здоровья.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе при любых социально-экономических и политических  ситуациях является актуальнейшей  проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономическом развития страны.

В этой связи следует отметить, что закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров : развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образование, сохранение, укрепление  состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий и концепций.  В рамках этих преобразований формируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучающихся, ориентированные на улучшение состояния здоровья учащихся и учителей.

В движенье – жизнь, 
Под лежачий камень вода не течёт.
Бегом от старости,
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
И многие другие высказывания придуманы давно.
И эта истина неоcпорима!
Но почему же так уныло бывает мне?
Так жалко, страшно и ужасно больно,
Когда подумаю невольно
Как наших славных ребятишек, 
Наших девчонок и мальчишек
В свой плен компьютер забирает?
И вот уже совсем не знает девчонка
Как веревочку крутить,
И мальчик, сидя на диване,
Спокойно может без мяча прожить!
Зрение слабеет, горбится спина…
И от стула оторваться всё труднее день ото дня!
Откуда, скажите, здоровье прибавится, 
Если можно особо «не париться»?!
В футбол у компа поиграю,
На лыжах, коньках тоже там прокачу…
А жизнь настоящая мимо проходит
И я от бессилия кричу:
Люди! Взрослые дяди и тёти!
Там наверху или где-то ещё!
Разве без компьютеров когда-то было нам нехорошо?
Занимались спортом,
В секции ходили.
Между прочим, мальчишки мальчишками были!
Футбол, хоккей, борьба и бокс!
И расстройства ужасные, до слёз, 
Когда в команду не берут!
А что теперь?
Теряем мы людей! 
Да, в чем-то, несомненно, 
Компьютер – друг, помощник и спасение, но …
Знакомство с ним не в первом классе нужно начинать, 
Пусть окрепнет ученик физически, 
Подготовится психологически,
Почаще пусть со сверстниками общается
И жизни яркой улыбается!
Научится лепить и клеить, 
Руками что-то мастерить,
И вот тогда, 
Класса с седьмого, 
К компьютера ученика можно сажать.
Но всё равно не забывать, 
Что лишь в движении – ЖИЗНЬ!

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru