Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО при работе над следующими блоками:

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.    

3. Работа с текстом: оценка информации.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека ХХI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе.

Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Существенным в понимании компетентностного подхода, основные понятия которого – компетенция и компетентность, является создание психолого-педагогических условий для личностных достижений учащихся. Сами понятия компетентность и компетенция трактуются в литературе неоднозначно. В наиболее общем понимании “компетентность” означает соответствие предъявляемым требованиям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта актуализировало значимость применения современных образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

Интерактивные методы обучения направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

В России использование интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этого метода присутствует в трудах Сухомлинского (60-е гг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программы по внеурочной деятельности создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Они способствуют более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Федаральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.

Как повысить эффективность усвоения материала школьниками при помощи одного из инновационных методов преподавания — кейсовогометода? Как сделать процесс усвоения материала достаточно интересным и результативным? Как подготовить учителя к использованию реальных экономических, социальных и бытовых ситуаций на уроке?

Использование инновационных технологий обучения, начавшись на рубеже 2000-х годов в вузах, постепенно дошло и до школы. Опыт использования кейс-технологий показал, что они являются одним из наиболее эффективных инструментов не только передачи, но и активного усвоения новых знаний и их применение актуально не только в высшей школе, но и в средней, а также и в начальной.

Начало использованию кейс-технологий положили в 1920-е годы ученые Бизнес-школы Гарварда. В то время это было связано с потребностью студентов-юристов и экономистов в разработке и анализе практического материала, причем такого, который заставляет включить логику. Само название технологии произошло от латинского термина «casus», под которым понимают нестандартную, трудноразрешимую ситуацию. Еще в 50-е годы прошлого столетия на Западе этот метод был признан одним из наиболее эффективных методов обучения бизнесу, и была поставлена задача адаптации его под другие сферы научного знания.

Важнейшим концептуальным положением современного этапа развития системы Л.В. Занкова является обеспечение целевого, содержательного и методического единства учебного процесса на ступенях дошкольного, начального школьного и основного звена школы. Сложившаяся в современном образовании ситуация, и не только в системе Л.В. Занкова, характерна рассогласованием цели, программ, учебников и методических пособий на этапе перехода учащихся из начальной в основную школу.

Преемственность между начальной и основной школой в той или другой системе предполагает принятие педагогической общественностью общей для всех ступеней основной идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности.

Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Концепция модернизации Российского образования одним из новых социальных требований, выдвигаемых перед школой, называет воспитание личности глубоко образованной, нравственной, и социально ответственной.

Объективное разделение в процессе обучения огромного многообразия знаний на отдельные учебные дисциплины невольно приводит к тому, что ученик воспринимает целостный мир и целостную культуру дезинтегрировано, а учебные предметы и способы работы – вне связи друг с другом, разрозненно.

Задачей учителя является поиск возможных путей интеграции, поиск общих способов действия, которые в результате приведут к целостному пониманию картины жизни.

Сегодня всем нам так не хватает душевного взаимопонимания, чуткости, доверия друг к другу и особенно грустно, когда это происходит между самыми близкими людьми – родителями и детьми.

С постепенным взрослением ребенка мысль о будущей самостоятельности может быть пугающей не только для него самого, но и для родителей. А как хочется иногда воспринимать своего ребенка, "кровинушку свою", как собственное продолжение, так хочется, чтобы он сделал то, что не удалось мне, чтобы он был "изданием вторым, дополненным и усовершенствованным".

Извечный вопрос: «Что делать и как достичь равновесия?»

В настоящее время перед школой стоит задача - вырастить самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Для этого целью обучения должно стать не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, школа должна научить их самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации, т. е. школа должна учить мыслить на основе полученных знаний, знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении. Результатом обучения должен стать уровень сформированности учебной деятельности

- тип мотивации, уровень развития познавательного интереса, особенности целеполагания (осознание и принятие учебной задачи), сформированность действия контроля и оценки своих возможностей учащимися.

Условие 1.

Определение главной цели исследовательской деятельности. По нашему мнению это активизация обучения с переносом акцента на его исследовательский, творческий характер; а так же передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности.

Условие 2.

Исследовательская деятельность должна соответствовать интересам конкретного учащегося, его индивидуальным особенностям и проблемам его личностного развития.

Поэтому учителя, работающие в творческой группе, проводят мониторинг на основе анкетирования "Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности ребёнка” (1,2 класс) и опросника "Карта интересов” (3,4 класс).

Традиционно считается, что в школе "дают знания”, а ученики их "получают”. В основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика – "потребителя”, установка которого заключается в том, что все (школа, государство) должны ему дать в готовом виде, а его задача – только "взять”. Такой выпускник не сможет успешно войти в социум и самоопределиться в жизни. Современная общественная ситуация актуализирует проблему воспитания человека, умеющего учиться, соответствовать жизненным задачам, приспособленного жить без постоян-ного руководства. Программа развития нашей школы "Формирование социально – активной личности” разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, в которой целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков. Деятельность нашей школы направлена на развитие потребностей и способностей личности к жизненному самоопределению, на формирование развития его социальной активности. В рамках реализации программы находится моя тема: "Формирование коммуникативных умений учащихся начальной школы посредством учебной деятельности в системе развивающего обучения”.

Использование моделирования имеет два аспекта.  Во-первых, моделирование является тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть, и во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Л.М.Фридман

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Замечательно в этом отношении изречение Эсхила, вложенное им в уста Прометея: "Послушай, что смертным сделал я: число изобрел, слова слагать научил, память им да" Матерью всех муз древние греки считали богиню памяти Мнемозину.

Память имеет огромное значение в жизни и деятельности человека. Запоминая, человек сохраняет знания, полученные им как в процессе собственной практики, так и в процессе овладения социальным опытом, накопленным другими людьми.

Для повышения качества вычислений большое значение имеют навыки проверки арифметических действий. Навыки самопроверки помогают учащимся быстрее усваивать содержание вычислительных приемов, овладевать обобщенными способами решения примеров. Обучение с установкой на самопроверку содействует воспитанию потребности в самоконтроле.

Формы самопроверки изменяются по мере овладения учащимися арифметическими действиями. Так, во время закрепления знания вычислительных приемов целесообразна проверка ответов с применением наглядного материала, а на этапе их автоматизации доступна устная проверка действий, выполняемая без привлечения наглядности. Проверка решенных примеров может выполняться фронтально или индивидуально, в зависимости от дидактических целей самостоятельной работы.

В отличии от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне специального обучения, (конечно, до определенного уровня), писать с самого начала надо учиться. Известный русский психолог А.П.Лурия отмечал, что "процесс письма с полным основанием относиться психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности”.

В словарях и разных научных изданиях даются различные определения письма. Например, такое:

"Письмо – это способ передавать мысли”.

"Письмо – это система графических знаков для передачи запечатления речи”

Встречи с художественными произведениями способны оставить в душе младшего школьника след на всю жизнь. Благодаря этим встречам начинается приобщение ребенка к высшим понятиям бытия: добро и зло; жизнь и смерть, бессмертие; любовь, смысл жизни. Педагогический опыт показал, что младшие школьники способны на своем уровне воспринимать духовно-нравственные знания, что является одним из путей формирования духовно-нравственного опыта у учащихся. " Кто не будит в своем ребенке духовного начала, тот отдает его во власть его инстинктивных влечений. Свобода есть начало великое, творческое и драгоценное, но она не есть свобода от совести и чести. Напротив, духовное воспитание ни только не исключает свободу, но подготавливает человека к ней и к творческому наслаждению ею.” (Ильин)

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием "здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15 % – от наследственных факторов, на 25 % от экологии, на 50 % – от самого человека.

Начальная школа – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в младших классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том как научиться правильно держать ручку, писать, но и умению общаться, дружить, думать, творить.

Для изучения математики очень важно использовать малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.

Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Понятие "умение” и "навык” в познавательной деятельности

Освоения умений организовывать свою учебную деятельность особенно важно в младшем школьном звене, так как особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Проблема формирования у учащихся организационных умений является одной из наиболее важных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всестороннее развитие личности, на подготовку школьников к труду. Сформированность данных умений, с одной стороны, создает предпосылку для более полного применения учащимися своих творческих сил, способностей и дарования, а с другой – позволяет повысить качество обучения, воспитания и развитие школьников.

Школьная жизнь ребенка заполнена фейерверком деятельности и общений. Он учится, играет, общается со сверстниками. Все эти деятельности проходят в повседневном общении с педагогом и товарищами: ребенок учится и выполняет учебные задания под руководством педагога, играет вместе с товарищами, ссорится с одним и тут же вступает в новые отношения с другим. Естественно, без этих отношений деятельность ребенка в школе сразу же потеряла бы смысл. Мы знаем, что потребность в общении у него возникает с самого раннего детства. А если он порой и ограничивает сферу своего общения, то это скорее, можно объяснить нормами поведения, которые были усвоены им в семье или детском саду, а не осознанием того, что теперь он стал учеником. Многолетний опыт работы в школе доказал насколько дети понимают зависимость своего положения в классе от результатов своего учебного труда, от отметок.

В течение нескольких последних лет учителя и педагог-психолог нашей школы (которая является пилотом по введению ФГОС нового поколения), находятся в процессе интенсивного поиска инструментария для диагностики метапредметных результатов обучения, пытаясь приспособить для оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) всевозможные психологические и педагогические методы.

Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что различные универсальные учебные действия столь тесно связаны друг с другом, что измерить уровень развития отдельно взятого УУД не представляется возможным. Например, такое познавательное УУД, как анализ объектов с целью выделения признаков, присутствует при выполнении практически любого задания, но непременно за ним следует и синтез — составление целого из частей, а также очень часто субъектом производятся и другие мыслительные действия, например, выбор оснований и критериев для сравнения. Как отмечает д. псих. н. А.Г.Асмолов, "универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития”.

Напоминаем, что формирование внимания у учащихся младшего школьного возраста не может происходить быстро. Для того чтобы хоть как-то помочь ученику овладеть своим вниманием, подобные упражнения и игры нужно проводить систематически и достаточно долгое время.

Воспроизведи точно также

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

В Стандарте нового поколения в контексте модернизации в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования именно коммуникативных компетенций, т.к. младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий (УУД).

Коммуникативная компетентность – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа  формирования знаний, установок, личностных ориентиров  и норм поведения, обеспечивающих сохранение  и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и  эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Уроки физической культуры в начальных классах являются важными в общей системе образовательного процесса в школе и направлено на охрану здоровья, формирования у детей интереса и положительного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

Поговорим детально о технологии анализа художественных произведений разных литературных родов и показать это на конкретных примерах. Методику изучения произведений мы будем выводить из особенностей литературного рода. Начнем с лирического текста, как самого трудного для анализа.

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьезной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературы в школе. И не только потому, что при изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирика может оказывать очень сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важны приобщение к поэзии в детстве, правильная организация процесса восприятия лирических текстов в школе.

Дорогу осилит идущий

Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, все чаще приходишь к выводу, что, перефразируя знаменитое "счастье – это когда тебя понимают", ученическое счастье – это когда ты понимаешь. Можно долго спорить о том, чему и как учить, но без решения проблемы понимания, о которой так много говорят в последнее время, сложно продвигаться в решении других проблем обучения.

С давних пор изучавшие эту проблему философы, а затем и психологи утверждают, что непонимание рождает агрессию. Любое непонимание – другой культуры, эпохи, народа, религии, человека, текста – опасно. Поэтому, наверное, так обеспокоено современное общество необходимостью развития толерантности, то есть умения понимать, принимать, терпимо относиться к другому.

Замедленный темп физического и интеллектуального развития - децелерация появилась в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-дефектолога стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Исходя из конечных целей преподавания естествознания:

сформировать целостное представление об окружающем мире и месте человека в нём через понимание взаимосвязи и закономерностей природы;

в результате усвоения детьми каждого понятия им предстоит выработать определённый способ действия с этим понятием.

Покажем на примере учебного материала темы "Природное сообщество”.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru