Цели:

создать условия для проявления каждым ребёнком своих творческих способностей, развить познавательный интерес;

обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

Продолжить реализацию системы работы с одаренными детьми в соответствии с планом.

Отбирать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности научно-исследовательских навыков.

Развивать творческие способности, эстетический вкус, качественно высокий уровень представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих духовных ценностях.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитывать умение общаться, чувство товарищества, уважение друг к другу.

Развивать умение, учащихся правильно оформлять собранный материал, защищать свою работу

Тип урока: групповой межпредметный проект.

Группа «Литературоведы» получила задание – выяснить, как русский народ отмечает праздник «Святая пасха», Познакомиться с историей праздника и как отмечают его в нашем городе. На основе собранного материала написать сценарий.

Группа «Театральная» получила задание: придумать, как подготовить афишу или объявление о предстоящем празднике, сделать наброски декораций для оформления зала, подумать, как с наименьшими затратами и быстро изготовить костюмы героев спектакля и декорации для оформления зала.

Группа «Художники» искали ответы на вопросы: Почему на Пасху красят яйца? Какие существуют способы окраски пасхальных яиц? Искали картины художников, изображавших праздник пасхи

Группа «Научная лаборатория» изучала процесс образования куриного яйца. Строение яйца. Как в яйце развивается цыпленок. Научиться определять яйцо на свежесть, сырое от варённого.

Ход урока

Учитель: Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна; вся природа, весь мир божий пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля уже покрываются свежей травкой, и куда не взгляни – видишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зеленели, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, запел свои звонкие песни.

Ученик:

Пришла желанная весна,

Ушла зима в седые дали.

Земля воспрянула от сна,

И голубая даль ясна,

И не терзают нас печали.

Ученик:

И светит солнышко с небес

Лучом весеннего привета,

Шумит вдали зелёный лес,

И гимн звучит: «Христос Воскрес!»

Учитель: У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы с вами отмечаем великий церковный праздник – Светлое Христовое Воскресение, Пасху Господню. У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий был Святая Пасха. Святая пасха – это праздник победы любви над злом, жизни над смертью, это праздник нашей надежды на всеобщее воскресенье.

Отчёт группы «Литературоведы»

Наша группа «Литературоведы» получила задание – выяснить, как русский народ отмечает праздник « Святая пасха», Познакомиться с историей праздника и как отмечают его в нашем городе. На основе собранного материала написать сценарий.

Мы обратились за помощью к нашим бабушкам и дедушкам, родителям. Много информации мы нашли в интернете, ходили в библиотеку. Посоветовавшись с нашим учителем, мы начали писать сценарий. Но стала легче и быстрее продвигаться работа, когда появился план праздника. Мы нашли много стихотворений русских поэтов о пасхе. Оказалось, что об этом празднике писал А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Плещеев, А. Майков, К. Раманов, А. Пушкин, С. Дрожжин. Помогали нам и другие ребята нашего класса. Например, группа «Театралы» подготовили для нашего праздника игры и загадки.

Результатом работы нашей группы стали сценарии праздников «Святая пасха»: один для учащихся начальных классов, а второй для ребят детского сада. Выполняя задание, мы узнали много нового, научились отбирать нужные материалы, писать сценарии, распределять роли. А главное, мы овладели приемами коллективной творческой деятельности, научились формировать собственное мнение и позицию. И стали ещё дружнее.

Отчёт группы «Театральная»

Наша группа «Театральная» получила задание: придумать, как подготовить афишу или объявление о предстоящем празднике, сделать наброски декораций для оформления зала, подумать, как с наименьшими затратами и быстро изготовить костюмы героев спектакля и декорации для оформления зала.

Мы получили задание от ребят «Литературоведов» - подготовить игры и пасхальные забавы. А когда будет проходить праздник – поучаствовать в нём.

Для нас оказалась сложной работа по изготовлению декораций и афиш. И мы обратились за помощью к родителям и ребятам. Они нам помогли нарисовать вот такую афишу. Костюмы к защите проекта мы взяли в кабинете воспитательной работы.

Мы собрали большую коллекцию игр к празднику. Изготовили книжку-малышку «Весёлые физкультминутки». Такая книжка пригодиться и нам, и нашему учителю на уроках.

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся, в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги глядеть

Три цыплёнка шли домой

Папа был большой-большой

Мама чуть поменьше ростом

А сынок – малютка просто

Очень маленький он был

И по лужицам ходил

Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп

Озорной цыплёнок жил

Головой весь день крутил

Влево, вправо повернул

Ножку левую согнул

Потом правую поднял

И на обе снова встал

Начал крыльями махать,

Поднимать и опускать

Повернулся влево, вправо –

Хорошо на свете, право!

Пищат живые шарики,

Пшено клюют с руки

Не знаю, где тут курочки,

А где тут петушки?

Кудахчет громко курица,

Взволнована она.

Наверно, детям маленьким

Нельзя давать пшена.

Жёлтые комочки –

Это всё сыны и дочки.

Квохчет мама: ко-ко-ко,

Не ходите, далеко!

Не играйте с мамой в прядки

Шустрые цыплятки.

Дружно держимся за друга

Здесь в колонне друг – подруга!

Мы все смелые ребята

Развесёлые цыплята!

Нам не страшен хищный коршун

С нами наша мать!

Мы идём с ней погулять,

Чудеса повидать!

Две курочки, две дурочки,

Однажды подрались.

Две курочки, как дурочки,

Подравшись обнялись.

– Какие же мы дурочки!

Они сказали враз.

– Теперь мы просто курочки,

Уж извините нас.

Ох, ох, что за гром?

Ох, ох, что за гром?

Муха строит новый дом.

Молоток: тук-тук

Помогать идёт петух.

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко»

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет

А сейчас мы вам предлагаем посмотреть пасхальную сценку «Курочка ряба».

Ведущий:

Жили-были дедушка да баба,

Была у них курочка Ряба

Снесла курочка яичко

Не простое, а золотое

Баба: Эй, старик, проснись скорей,

Дед:

Волки, что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба:

Да смотри, что я нашла,

Наша курочка пеструха

Под кустом яйцо снесла

Дед:

А тебе, что за горе

Поскольку яйцо то пускай куда?

Баба:

Да яйцо то не простое

А глядите, золотое,

Дед:

Золотое по правде!

Мы с тобой разбогатели!

Баба: Ой горит, слепит глаза.

Дедуля: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

(Слышен стук в дверь)

Баба: Дома нету никого!

Дед:

Ты пойди, запри засов

Да спустить бы нужно псов

Баба: (возвращается)

В среду в город я поеду

Там базар бывает в среду

Богатеев много там

Им яичко и продам

Вот обновок накуплю я

Разных юбок сорок штук

Шаль в цветочках голубую

До краёв набью сундук

Дед:

Что-то мелешь небылицы

Ишь сыскалась молодица

Наряжаться в всякий хлам

Нет уж, коли мы богаты

Я построю вместо хаты

Трёх этажные палаты

И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем

Что-ты, старый, не блажи

Мы живём других не плохо

Не к чему нам этажи

Дед: Я хозяин или нет!

(яйцо падает и разбивается)

Баба: (плача)

О яичко покатилось

Покатилось и разбилось

Дед: (успокаивает)

Успокойся. Хватит баба

Нанесёт яиц нам ряба

Мы раскрасим яйца эти

Раздадим на Пасху детям

(Раздают крашеные яйца)

Ведущий: Любите друг друга, прощайте ссоры, и всё это будет прекрасным подарком к великому празднику Пасxи.

Учитель: Давайте все отдохнём. Встаньте и повторяйте за нами. Физкультминутка.

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся, в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги глядеть

Три цыплёнка шли домой

Папа был большой-большой

Мама чуть поменьше ростом

А сынок – малютка просто

Очень маленький он был

И по лужицам ходил

Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп

Отчёт группы «Художники».

Наша группа «Художники» искали ответы на вопросы: Почему на Пасху красят яйца? Какие существуют способы окраски пасхальных яиц? Искали картины художников, изображавших праздник пасхи

Никогда не задумывались, зачем на Пасху красят яйца, и почему они обязательно должны быть на пасхальном столе?

Оказывается, у традиции красить яйца на Пасху существует своя легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар.

Богачи несли в подарок правителю золото, а те, у кого золота не было, приносили то, что было в домашнем хозяйстве.

И вот когда Мария Магдалина решила принести императору Тиберию весть о воскрешении Христа, оказалось, что у нее нет ничего кроме белого куриного яйца. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит цвет на на красный. Естественно, в тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивлённый донельзя император произнёс «Воистину воскрес!».

Отсюда и пошёл обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями. И именно поэтому в старину красили яйца в красный цвет, как указанно в легенде. Теперь, когда стало понятно, зачем на Пасху красят яйца и почему чаще всего в красный цвет, пришло разобраться, как же всё-таки нужно правильно красить яйца.

Мы подготовили эскизы «Окрашивание яиц», давали задание ребятам с других групп.

Сделали выводы и готовы на классном часе поделиться информацией с одноклассниками.

Вы можете оценить нашу работу, посмотреть выставку работ и папочки с собранным материалом.

Работая вместе, мы научились лучше понимать друг друга, помогать. Научились сотрудничеству со старшими.

Отчёт группы «Научная лаборатория».

Символом этого праздника являются яйцо. Яйцо – маленькое чудо, в нем таится жаждущая пробуждения жизнь, поэтому к нему всегда относились особым почитанием.

Ученик: Мы знаем, что птицы откладывают яйца. Но как это происходит было неизвестно. За помощью обратились к нашим шефам-старшеклассникам. Они помогли нам понять процесс образования куриного яйца.

Ученик: В яичнике у птицы образуется яйцеклетка. Созревшая яйцеклетка птиц попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая оплодотворенную яйцеклетку в сторону клоаки.

Ученик: При движении оно покрывается оболочками, которые образуются из выделений желез стенок яйцевода. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу. Формирование яйца в яйцеводе у птиц разных видов занимает от 12 до 48 часов

Ученик: Снаружи яйцо одето прочной скорлупой. Поверх известковой скорлупы яйцо окружено тонкой надскорлуповой оболочкой, которая защищает его от проникновения микробов. Под скорлупой находится подскорлуповая оболочка, которая участвует в газообмене. В центре яйца расположен шарообразный желток, окруженный жидким белком. Желток подвешен на особых эластичных канатиках. Зародышевый диск находится на поверхности желтка.

Воздушная камера образуется в процессе газообмена при потери яйцом воды.

Ученик: Белок состоит на 87% воды, 13% протеина и других веществ. Защищает от механических повреждений; защита от резких толчков, источник получения воды.

Желток состоит на 50% из воды, 23% жира, 16% протеина, 11% липидов.

Халазы(канатики) состоят из плотного белка.

Ученик: Как в яйце развивается птенец? Ответить на этот вопрос нам помогли наши бабушки.

Развитие цыпленка в яйце происходит при высокой температуре 37-38 градусов и определенной влажности. Эти условия обеспечивают курица, насиживающая кладку. Наседка регулярно переворачивает яйца. При высокой температуре воздуха курица приподнимается в гнезде и защищает кладку от солнечных лучей собственной тенью. Курица при насиживании переворачивает яйцо для равномерного обогрева. Желток на канатиках всегда поворачивается так, чтобы зародыш был наверху, ближе к телу птицы.

Ученик: Через 21 день появляется цыпленок одетый пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за курицей. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти цыплята первые дни жизни все же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери.

Ученик: А вот при насиживании яиц курицей некоторые яйца не развиваются. Это болтуны, получающиеся от обрыва эластичных канатиков при неосторожном встряхивании яиц.

Ученик: На первый взгляд яичная скорлупа кажется сплошной и достаточно прочной – эта оболочка надежно защищает жидкое содержимое, а затем и птенца от внешнего мира. Однако на самом деле всё не так просто, как кажется!

Ученик: Мы решили это проверить. Попросили родителей сварить два куриных яйца. После того как яйца остыли, взяли первое яйцо, аккуратно очистили от скорлупы его тупой конец. С помощью чайной ложки удалили содержимое яйца. Взяли второе яйцо, очистили от скорлупы его заостренный конец, с помощью ложки удалили содержимое. В результате получилось две пустые скорлупы с отверстиями на противоположных концах.

Ученик: Поставили скорлупки отверстиями вверх в химические стаканы. Взяли черную тушь. Налили её в обе скорлупы примерно на треть их высоты. Затем долили в скорлупки воду – уровень жидкости поднялся до половины высоты скорлупы.

Ученик: Через несколько минут мы заметили, что снизу каждой скорлупы проступили крохотные черные точки. Со временем концы скорлупок стали черными. Скорлупа, опущенная вниз тупым концом, почернела быстрее и сильнее. Оставили скорлупки в стаканах, через несколько часов они опустели – весь раствор туши оказался в стакане.

Ученик: Оказывается яичная скорлупа пронизана микроскопическими порами. В скорлупе куриного яйца их может быть от 7 до 10 тысяч. Через эти поры цыпленок получает из воздуха кислород, а также избавляется от углекислого газа.

Ученик: С тупой стороны яйца пор больше, потому что там образуется воздушная камера. Размер её увеличивается по мере роста цыпленка. В камере накапливается кислород, которым цыпленок дышит в последние часы перед появлением на свет.

С помощью этого эксперимента мы узнали, что в яичной скорлупе имеются поры. Через них происходит газообмен между развивающимся зародышем и внешней средой.

Каждый из нашей группы проводил опыты и дома. От родителей мы узнали, как: проверить яйцо на свежесть, научились определять яйцо сырое от варённого. Эти опыты пригодятся нам в жизни.

Учитель. Наш проект «Волшебное яичко» завершён. Назовите новые слова и выражения, которые вы услышали на уроке.

Я думаю, что сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, показали свои способности.

Что вас удивило на этом уроке?

А может быть, вас кто-то удивил?

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru