Тип урока: урок введения нового знания)

Цель: знакомство с железными рудами.

Предметные задачи:

1. Расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы.
2. Раскрыть значения металла в жизни человека.

Метапредметные задачи:

1. Развивать интеллектуальные умения: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы на основе обобщения знания.
2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.
3. Развивать организационные, оценочные умения.
4. Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
5. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, (Я. Дмитриева, Н. Казаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов и изделий из металлов, магниты; физическая карта России; схема получения металлов; иллюстрации изделий из металла.

Методы и приемы:

наблюдения;

исследовательская работа;

эвристическая беседа;

работа с учебником;

сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы:

групповая,

индивидуальная,

фронтальная,

парная

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

– Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира будет для вас очередным открытием, удивлением.
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…” (Слайд 2)
– О какой земле идет речь? (О России)
– Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)
– О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– Что такое полезные ископаемые (все горные породы и минералы, которые использует человек)

Проверка усвоения предыдущей темы.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Известняк – результат метаморфоза. (Мрамор)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)

Хорошо знаком ты с ним.
Раньше был он дном морским,
А похож на известняк,
И устроен точно так.
Им рисуют на заборах,
На асфальте или в школах. (Мел)

Полезное ископаемое, которое состоит из трёх веществ. (Гранит)

Все перечисленные полезные ископаемые – строительные материалы.

3. Постановка проблемы и актуализация знаний

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

– Прочитайте слова. (Слайд 4) Какое “лишнее”? Почему?

Железо
Ножницы
Медь
Алюминий
Золото

(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О металлах)
– Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)
– Из чего человек получает металлы? (Из руды) (с.115)
– Сформулируйте тему урока (руды металлов) (Слайд 4)
– А сегодня на уроке мы с вами узнаем:

Из чего получают металлы?

На какие группы делятся металлы и руды металлов?

Где используются?

4. «Открытие нового знания». Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний

Реализация построенного проекта.

Цель: познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов

1. Из чего человек получает металлы? (Из руды)

Работа с учебником: с.115 – Чтение определения, что такое руда.

(Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы).

– Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-7)

– В некоторых местах железная руда залега­ет неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или желез­нодорожные вагоны. Месторождения открытого типа – карьеры или разрезы.
В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты. Это – месторождения закрытого типа.

2. Рассказ Шацкой В. о получении черных металлов по схеме:(Слайд 8-13)

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали. (Слайд 14)

– Покажите чугун и сталь (раздаточный материал).

Организация практической работы

– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы. Как это можно сделать? (Мнения детей)

Учебник с.115 Практическая работа. Тетрадь с.22 №42

(Металлы, которые притягиваются магнитом и металлы, которые не притягиваются магнитом)

– На какие 2 группы делятся металлы?

Вывод: Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа – цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк. (Слайды 15, 16)

– Для получения цветных металлов добывают руды цветных металлов. (Слайд 17)

3. Работа в группах. (Слайд 18)

1 группа – Железная руда (Приложение 2).

2 группа – Алюминиевая руда (Приложение 3).

3 группа – Оловянная руда (Приложение 4).

4 группа – Цинк (Приложение 5).

5 группа – Работа с картой (интерактивная доска)
– Найдите и обозначьте условным знаком крупные месторождения руд. (Слайд 22)

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания

Работа в парах.

Вставь пропущенные слова в предложениях, используя текст учебника (Слайд 23)

Такие разные железная руда и мел, мрамор и соль, на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же, как и многие другие вещества, __________________ _________________. Места, где находятся их большие скопления, называются _______________________ полезных ископаемых.
Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить металлы, называются _______________. Различают руды _____________________ и ____________________ металлов. Из руды чёрных металлов в основном выплавляют __________________. Оно входит в состав __________________ и ___________________. На карте месторождения этой руды обозначают __________________ треугольником. Если руда залегает близко к поверхности, её добывают _____________________ способом. Для добычи глубоко залегающих руд приходится строить ____________________. (Слайд 24)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверочный тест. (Слайды 25-32)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

– Какой самый большой недостаток есть у железа, чугуна и стали? (Слайд 33)

(Ржавчина. Черные металлы легко ржавеют под действием кислорода и влаги. Предмет из чугуна или стали на открытом воздухе быстро покрывается ржавчиной. Это пятна рыжего цвета. Спустя какое-то время ржавчина полностью покроет всю поверхность предмета. Ржавление — это окисление железа под влиянием кислорода, воздуха и воды. За продолжительное время ржавчина может полностью разрушить металлические предметы. В промышленности ржавчина постоянно разрушает огромное количество металла. Человек придумал много способов борьбы с ржавчиной). (Слайд 34)

– Прочитайте эти слова: (Слайд 35)

НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МИРА.

– И в заключение, я хочу вам поведать одну историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один человек нашел старинный сундук. Поднял тяжелую заржавевшую крышку, а там… В сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети. Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку… Как-то раз Человек приказал подать тот самый старинный сундук. Где-то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот все, что осталось от несметного богатства. Может ли это быть в реальной жизни? Может…
Наша планета – главная сокровищница мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет. Чтобы этого не произошло, чтобы на земле можно было жить, мы должны сохранить нашу планету. (Слайд 36)

– Металлы – основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

8. Домашнее задание: (Слайд 37)

1. Все ли металлы твёрдые?
2. Узнайте и расскажите о благородных металлах.
3. с.114-116

9. Рефлексия учебной деятельности

– Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

В завершение урока, поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения. (Слайд 38)

Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _______________

– На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу!

Приложение 2.

Железная руда- это полезное ископаемое, из которого получают железо.

К железным рудам относятся красный железняк, магнитный железняк, бурый железняк. (Слайд 19)

Красный   железняк   (гематит)   содержит   70% железа.   Он   красного   цвета,   имеет   полуметаллический блеск, оставляет на керамической плитке вишнево-красную черту, твердый (оставляет царапину на стекле),   тяжелее   воды. Это основная руда для получения железа.

Магнитный железняк (магнетит) содержит до 73% железа. Он черного цвета, имеет металлический блеск, тверже стекла, оставляет на керамической плитке черту черного цвета, тяжелее воды, обладает свойством магнита. Эта руда имеет очень большое значение для народного хозяйства.

Бурый железняк (лимонит) содержит до 60 % железа. Цвет бурого железняка различный - бурый, желтый, черный; он мягче стекла, на керамической плитке оставляет черту бурого цвета, тяжелее воды. Эта руда наиболее распространена на поверхности Земли.

Из железной руды выплавляют чугун, сталь, железо. А из них   в   свою   очередь изготавливают предметы быта: ножи, ножницы, детали машин, вагонов, тракторов, железнодорожные рельсы.

В течение жизни человеку нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжьей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.

 

Приложение 3.

Алюминиевая руда: Боксит: С.115(Слайд 21)

На третьем месте по весу в земной коре – легкий металл алюминий. Из него состоит десятая часть земной коры. Нет металла, которого было бы в земной коре так много. Его даже вдвое больше, чем железа. И, не надо алюминий добывать из глубины земли – он у нас под ногами. Но вот что удивительно: тысячи лет ходили люди по алюминию и, счищая с обуви налипшую глину, даже не догадывались, что в ней ценный металл. Да, алюминий есть в самой обыкновенной глине.

Когда первобытный человек сделал себе каменный топор, в этом топоре был алюминий. Когда люди научились строить дома из кирпича, в стенах их домов был алюминий. Они любовались драгоценными камнями – синим сапфиром, красным рубином – и не догадывались, что это просто алюминий с кислородом. Узнали об этом металле всего полтораста лет назад. Еще позже научились добывать чистый алюминий. И еще позже – намного позже – нашли для него важные дела. Да так много дел, что сейчас без алюминия не знаю, как бы мы жили. Теперь-то он всякому знаком. И ты, конечно, видел вещи, сделанные из этого светлого, серебристого металла. Наверное, алюминий, подумаете вы, когда его нашли, сразу был очень дешевым металлом, коли его так много у нас под ногами?

Представьте себе, нет! Он был дороже золота! Так дорог, что из него делали только драгоценные украшения. В Англии – это было около ста лет назад – хотели почтить богатым подарком нашего великого химика Менделеева (учёный-химик). Так вот, англичане хотели подарить Менделееву что-нибудь очень ценное. И придумали: сделали химические весы, в которых одна чашка была из золота, другая – из алюминия. И чашка из алюминия стоила дороже золотой. Больше 20 лет понадобилось учёным, чтобы получить крупинку алюминия величиной с булавочную головку. Поэтому, когда научились выплавлять алюминия побольше, он стоил дороже золота. Из алюминия делали украшения, как из золота и серебра. Алюминий – лёгкий металл. Он почти в три раза легче стали.

– Алюминий называют «крылатым металлом». Почему? (Используется в самолётостроении, а раньше самолёты строили из фанеры.)

В настоящее время все чаще медные провода заменяют алюминиевыми, они значительно легче. Из алюминия делают кухонную и столовую посуду. Зеркало прожектора, который бросает яркий луч в ночное небо, тоже сделано из алюминия.

Было время, когда потребность в алюминии была небольшой. За целый год во всем мире выплавляли тридцать тонн алюминия, и тот не находил применения. Теперь во всем мире выплавляют алюминия более трех миллионов тонн в год, а завтра потребуется еще и еще!

 

Приложение 4.

Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

О́лово. Относится к группе лёгких металлов. При нормальных условиях простое вещество олово — пластичный, ковкий и легкоплавкий блестящий металл серебристо-белого цвета. Основной минерал олова — касситерит(оловянный камень) содержащий до 78,8 % олова. Гораздо реже в природе встречается станнин (оловянный колчедан).

Олово используется в основном как безопасное, нетоксичное, коррозионностойкое покрытие в чистом виде или в сплавах с другими металлами. Главные промышленные применения олова — в белой жести (лужёное железо) для изготовления тары пищевых продуктов, в припоях для электроники, в домовых трубопроводах, в подшипниковых сплавах и в покрытиях из олова и его сплавов. Важнейший сплав олова — бронза (с медью). Другой известный сплав — пьютер — используется для изготовления посуды. Для этих целей расходуется около 33 % всего добываемого олова.

До 60 % производимого олова используется в виде сплавов с медью, медью и цинком, с цинком (упаковочная фольга) и в виде оловянно-свинцовых и оловянно-цинковых припоев. В последнее время возрождается интерес к использованию металла, поскольку он наиболее «экологичен» среди тяжёлых цветных металлов. Используется для создания сверхпроводящих проводов.

Медная руда: Медную руду называют медным колчеданом. Она твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода золотистого, латунно-желтого цвета. Медь - мягкий металл красного цвета. Легко обрабатывается и сплавляется с другими металлами. Она хорошо проводит электрический ток. Широко используют в электротехнике: телефонная и телеграфная связь.

 

Приложение 5.

Цинк. Голубовато-серый металл. Устойчив к воздействию воздуха и влаги. Покрывают железо: вёдра, ванны и т.д. Известно 66 минералов цинка. Наиболее распространенный минерал — сфалерит, или цинковая обманка. Основной компонент минерала — сульфид цинка, а разнообразные примеси придают этому веществу всевозможные цвета. Из-за трудности определения этого минерала его называют обманкой (др.-греч. σφαλερός — обманчивый). Цинковую обманку считают первичным минералом, из которого образовались другие минералы элемента

Цинк в природе как самородный металл не встречается. В чистом виде — довольно пластичный серебристо-белый металл.

Цинк используется в батарейках и аккумуляторах, Пластины цинка широко используется в полиграфии, в частности, для печати иллюстраций в многотиражных изданиях. Окись цинка широко используется в медицине как антисептическое и противовоспалительное средство. Также окись цинка используется для производства краски — цинковых белил.

В организме взрослого человека содержится в среднем около 2г цинка, который концентрируется преимущественно в мышцах, печени и поджелудочной железе. Среди продуктов, употребляемых в пищу человеком, наибольшее содержание цинка — в устрицах, тыквенных и подсолнечных семечках, кунжуте, мясе, сыре, овсяной крупе, бобовых, шоколаде

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru