Цели урока:

познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);

способствовать развитию речи школьников, их мышления;

формировать навык работы в группах;

прививать интерес к изучению природы родного края.

 

Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.

Тип урока: изучение нового.

Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент

“Настраиваемся на серьёзную работу”

Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.

Принять удобную позу.

Убрать все посторонние предметы.

Успокоиться.

Смотреть во время рассказа на учителя.

Усилием воли отогнать посторонние мысли.

Стремиться усвоить материал.

Следить за планом.

Задавать вопросы при непонимании.

Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?

(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работу на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).

II. Повторение пройденного.

III. Игра

Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.

(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).

Учитель: Это дикое животное?

Ответ: Нет.

Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?

Ответ: Да.

Учитель: Млекопитающее?

Ответ: Да.

Учитель: Это хищник?

Ответ: Да.

Учитель: Это кошка?

Ответ: Да.

(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)

Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?

(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)

Приложение. Слайд 2

IV. Физкультминутка

(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).

Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!

V. Ввод в новую тему.

Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.

Приложение. Слайд 3

(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).

- Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?

Слайд 4

(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).

Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!

Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!

Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!

2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?

3. Дети высказывают своё мнение.

Приложение. Слайд 5

(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)

- Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.

VI. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока.

Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.

(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

1. Наземно-воздушная среда

Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Какие животные обитают в этой среде?

О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.

О: (перечисление животных).

Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?

О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.

О: Есть, где спрятаться от врагов.

О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.

Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?

О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.

О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…

Детям предлагается посмотреть начало фильма “ Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск).

Отгадка (о льве).

Рассказы школьников о львах.

На этом уроке Саша показал снимок с изображением льва. Он сам сделал его в одном из зоопарков.

2. Минутка отдыха.

3. Водная среда.

Учитель: В водной среде чего-чего, а воды хватает.

- Назовите заметную особенность многих водных животных.

О: Плавники (рыбы, дельфины, киты).

(Яна рассказывает о дельфинах)

О: Ласты (моржи, тюлени).

(Никиты рассказывает о черепахах).

О: Перепонки между пальцами (бобры, выдры, водоплавающие птицы, лягушки).

Учитель: Плавательные ножки у жуков- плавунцов, похожие на вёсла.

4. Почвенная среда

Учитель: Обитатели почвы находят в этой среде необходимые условия - воздух, воду, корм. Перед вами один из представителей почвенной среды

Приложение. Слайд 10

(Обучающиеся рассказывают о кроте).

У: А сейчас мы побываем в гостях у крота и полевой мыши.

Приложение Слайд 11

(Демонстрируется отрывок из мультфильма “Дюймовочка”)

5. Физкультминутка.

(Каждая строка сопровождается движением).

Маленький кролик по имени Кролик,
Всех нас смеяться заставил до колик:
Прыгал за белкой, за уткой скакал.
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.
Ах, как смешно его уши торчали!
Мы хохотали, души в нём не чая,
Но на опушке заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

6. Работа с тетрадью.

В словаре записываются названия среды обитания (в этом помогают заготовленные карточки).

VI. Групповая работа

Дети разделились на три группы. На столах у каждой группы находятся картинки с изображением животных.

Задание.

1 группа - создать водную среду обитания;

2 группа – создать почвенную среду обитания;

3 группа – создать наземно-воздушную среду.

Школьники выбирают нужную картинку с животными и наклеивают на лист ватмана. По желанию, добавляют свои рисунки.

VII. Итог урока.

Приложение. Слайд 12

Учитель: Кто же прав? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Составить акротекст со словами: почва, вода, воздух (по выбору).

Предлагаю Вашему вниманию фотографии групповой работы детей на этом уроке.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru