Цель урока: создание условий для формирования информационной и коммуникативной компетенций как социально значимых.

Задачи:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

а) - Что мы изучаем на уроках ОПК?

- К чему стремится православный человек?

- Что он должен для этого делать?

- Вспомните, сколько заповедей оставил Христос?

- Перечислите заповеди, характеризующие отношения между людьми.

(Не кради. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй.

Почитай мать свою и своего отца)

б) Учитель проводит беседу с детьми с целью актуализации их знаний по теме “Христианская семья”.

- Что значит семья в жизни каждого человека?

- Какие отношения должны складываться между членами семьи?

- Какое отношение называют хамским?

- Кто - наши предки? (Это наши прародители, которые жили до нашего рождения, т.е. старшие родители).

В Православной Церкви установлены особые дни поминовения предков, которые называются родительскими субботами. Поминальная служба называется панихидой.

Род – наша семья. Близкими по смыслу к этому слову стали слова:

Родители

Отец

Родина

Отечество

Вывод: таким образом, мы с вами выяснили, что Отечество и Родина – это близкие по смыслу слова.

3. Постановка проблемы.

Ю.Яковлев писал: “Когда мы произносим слово Родина, перед нами как бы раскрываются бескрайние просторы – леса, поля, горы, снега, пески, реки, моря, острова. Зажигаются огни городов, похожие на зеленые созвездия. Поднимаются дымки далеких селений...

Но как Волга берет начало из маленького ручейка, так Родина начинается у твоего дома: с березки, шумящей на ветру; с земли, заросшей травой или покрытой снегом; с улицы, уходящей вдаль. Родина начинается рядом с нами, где бы мы ни жили – на юге или на севере нашей страны”

Какая красивая мирная картина. Мир это так прекрасно.

- Подберите антоним к слову “мир” (Война)

- Запишите, что по-вашему сопутствует войне и миру? (I вариант – мир, II вариант – война) Прочитайте записи.

- А почему люди начинают войны?

Мир – это добро и свет. Это любовь. Война – это зло, темь. Эгоизм. Но наша история – это череда бесконечных войн.

- Как должен вести себя христианин во время войны?

- Какова тема нашего урока?

Тема урока “Защитники Отечества”, т.е. Родины.

Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь, что-нибудь.

- Кого и что можно защищать? (Слабых, обездоленных, страну, мораль, веру). Того, кого любим.

Определите цели урока. (Должны узнать, какие бывают войны, как должен христианин вести на войне)

4. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

Чтобы ответить на вопрос, обратимся к словам Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”

- Как вы их понимаете?

Войны бывают оборонительные и захватнические. Разное отношение. Война является проявлением братоубийственной ненависти. Войны сопровождали всю историю человечества, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: “Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть” Война есть зло. Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. “Не убий”, — гласит закон Моисеев.

Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении

справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Война ведётся за свои “алтари и очаги”

- Как вы понимаете это выражение? (За семью, Родину и за её святыни, за веру)

Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели.

2. Работа в парах.

По дате вспомните событие и назовите полководцев.

1240г. - _______________

1380г. - _______________

1790 г. - _______________

1812г. - _______________

3. Рассказ учащихся о полководцах (мини-сообщения)

*Любили люди на Руси богатыря Илью Муромца. Согласно преданию, он на склоне лет непобежденным воином пришел в Киево-Печерский монастырь и постригся в монахи. Здесь он и умер. Захоронен Илья Муромец в монастырских пещерах. 1 января – день его памяти. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните и о славном богатыре Илье Муромце, великом защитнике земли Русской.

* Князь Александр Ярославович был выдающимся государственным деятелем Руси XIII столетия. Это был тяжелейший для Руси период: наступали татаро-монголы, крестоносцы.

Юный князь показал себя великим полководцем. “ Не в силе Бог, а в правде. Если Бог за нас, то кто против нас? Никакие враги не смогут одолеть”, - говорил князь Александр Невский. За свои величайшие победы без оружия, русской православной церковью он причислен к лику святых. В храмах можно увидеть икону с изображением лика А.Невского. В честь князя построено в России множество храмов, в Санкт-Петербурге его именем назван величественный монастырь – Александро-Невская лавра. В России учрежден орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины.

* То был год лета 1380, страшной битвы на поле Куликовом, когда молодой московский князь Дмитрий собирал рать для битвы с ханом Мамаем. Дружины прибывали из многих городов русских. Победа нужна была всем.

Великий князь Дмитрий Иванович перед битвой посетил преподобного Сергия Радонежского. Святой благословил князя на ратный подвиг “Княже, твой долг заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю. Знай: Мамая ждет гибель, а русское войско – победа...” и отпустил с ним двух монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Во время битвы Сергий Радонежский молился за воинов, которых в этот момент далеко от монастыря могла настигнуть смерть от вражеского оружия. После битвы отслужили поминальную Великую Панихиду о всех убитых, и с тех пор этот день, названный Димитриевскою родительскою субботою, отмечается в Церкви из года в год “покуда стоит Россия” в первую субботу ноября. В этот день вся Церковь молится за всех павших за Родину.

* Командуя огромными армиями, и Суворов, и Ушаков, навсегда сохранили любовь и уважение к простому солдату и матросу, ценили и берегли своих людей.

Семьдесят лет прожил русский полководец Александр Васильевич Суворов. 54 из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил ее генералиссимусом. 35 больших боев и сражений провел Суворов, и во всех он был победителем.

Ушаков провёл десятки морских сражений и ни одного не проиграл. Выйдя в отставку. Фёдор Фёдорович поселилися рядом с Санаксарским монастырём и в молитве провёл последние годы жизни. Канонизирован Русской Православной Церковью 5 августа 2001 г., как святой праведный воин, адмирал Флота Российского.

* Во время военной кампании в Крыму, Кутузов получил сильнейшее ранение. Врачи признали его смертельно раненным, однако Кутузов выжил. После этого ранения у Кутузова болел глаз, и он надевал тёмную повязку. На этом ранения Кутузова не закончились. Во время осады крепости Очаков Кутузов опять был ранен в голову. Опять мнение врачей было совершенно единодушным: раненый не оправится после такого ранения и со дня на день скончается. Но Кутузов не только не умер, но очень скоро вновь вернулся в строй. Один из врачей писал: “Надобно думать, что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна”. Ему был уготован жребий спасителя России в Отечественной войне 1812 года.

- Какой праздник мы отмечаем 9 Мая?

В первый день войны 22 июня Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий обратился к прихожанам (а фактически – ко всему народу): “Фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Но не в первый раз приходится русскому народу проходить такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах и фашистскую вражью силу”. Такова была несокрушимая вера в победу!

4. Просмотр видеоклипа.

- О каких полях русской славы вспомнили?

- Кто является небесной покровительницей русского воинства?

- Вспомните, когда Божья Матерь явила воинам своё заступничество?

(Угра – пояс Богородицы, Казанская Божья матерь – в борьбе с поляками)

Образ иконы Божьей Матери “Казанская” тесно связан с историей нашего родного края. Икона, которая находится в Зачатьевском храме города Чехова – это та самая икона, которая явилась заступницей нашего района перед лицом грозного врага в годы Великой Отечественной войны в боях на Стремиловском рубеже. Здесь с 22 октября по 18 декабря 1941 держала оборону 17-я стрелковая дивизия народного ополчения Москворецкого района города Москвы. В помощь этой дивизии были направлены 26-я танковая бригада и часть Лопасненского истребительного батальона.

5. Работа в парах. Собери пословицы и объясни их смысл.

Где тревога, туда и дорога.

Кто Родине верен, тот в бою примерен.

За правое дело стой смело.

С другом по-братски, с врагом по-солдатски.

6. Повторение о храмах.

- Что строили на Руси в честь побед?

- В честь каких побед построены эти храмы? (Храм Христа Спасителя, Казанский собор, Храм Василия Блаженного)

7. Христианская символика в Российской Армии.

И в современной Российской Армии мы можем встретить христианскую символику.

Флагом Военно-морского флота России является Андреевский Флаг.

8. Рассказ о кокарде.

Мой папа военный. У моей одноклассницы Полины папа тоже военный, у Даши дедушка служил в Советской Армии, а папа Карины - полицейский. Все они защищают наш народ. Мы получили задание: рассмотреть кокарду на фуражке и пересчитать количество лучиков на ней. У всех получилось 32. Случайно ли это? Оказывается, нет. Кокарда, сохранившаяся на головных уборах наших офицеров еще с дореволюционных времен, хранит собой память о Святых Русской Православной Церкви. Исстари, этот элемент военной формы одежды имеет 32 луча. И именно 32 небесных покровителя у русского воинства. Отменённые после революции и гражданской войны, эти символы небесного заступничества вновь появились в нашей армии в 1957 году. Символично, что и до революции, и сейчас центр кокарды, подобно печати, закрепляют цвета ленты ордена Святого великомученика Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых христианских воинов, или цвета российского флага. И, если некоторые из 32 небесных покровителей нашего воинства, подобно Святому Георгию Победоносцу, известны всем, то некоторые из этих святых знакомы лишь немногим. В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на иконах.

9. Вспомним Заповеди Блаженств.

“Блаженны ... , ибо они будут названы сынами Божьими” (миротворцы)

Князь Александр Невский – великий миротворец. В 1262 году правитель Орды послал своих людей собирать русских воинов для участия в походе в далёкую Персию (Иран). Тогда князь поехал в Орду. Там на переговорах он одержал величайшую из своих Побед. Хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены.

10.. Но вот победа одержана.

- Подумайте, как должен вести себя воин

со своими личными врагами?

с врагами Отечества?

с детьми?

с пленными?

со стариками?

11. Чтение учебника с. 88 (4 абзац)

- Какой подвиг совершил мальчик? (Сейчас нет войны, но и в мирное время должны уметь защитить слабого)

5. Рефлексия.

- Какова тема нашего урока?

- Как Православная Церковь относится к защитникам Отечества?

- Какие поступки недопустимы даже на войне?

- Что надо делать, чтобы и на войне оставаться человеком?

В честь защитников Родины в дни праздников небо озаряет салют. (Наш салют: если на уроке всё было понятно зажгите красный огонёк, если что-то осталось непонятным – зелёный)

Домашнее задание: с. ..., читать, отвечать на вопросы.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru