Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

1. Сформировать представления детей  о Солнце, как ближайшей к Земле звезде.

2. Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.
3. Развить интерес к изучению Солнца и познавательную деятельность учеников.

Задачи:

формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле;

формировать представление   о звезде – газообразном раскалённом космическом теле;

развивать умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления;

развивать умения рассуждать, размышлять, анализировать, задавать вопросы;

развивать умение находить в тексте основную и второстепенную информацию;
умение обобщать собранную из разных источников информацию;

развивать рационально-логическое и наглядно-образное мышление;

развивать умение работать с текстовой и иллюстративной информацией;

развивать умение высказывать предположения и аргументировать их;

Основные понятия:

Солнце, звезда, космос, вселенная, космическое тело

Ресурсы:
основные
дополнительные


презентация, карточки для групповой работы, Учебник 2 класса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин, 2012 с. 98-101;
рабочая тетрадь с. 36, задания 13-16, проектор, презентация, свеча, настольная лампа, рисовое зёрнышко, мяч.

Организация пространства:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Готовятся к уроку, эмоционально настраиваются.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Подравнялись, подтянулись
И друг другу улыбнулись!
Нас природа окружает.
Много   тайн  она скрывает.
Чтобы тайны все узнать
Надо думать, размышлять.
Нам урок начать пора.
В добрый путь, мои друзья!

 

– волевая саморегуляция (регулятивные)
– планирование  учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками (коммуникативные)
– смыслообразование

III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.

Учитель загадывает загадку.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы урока.
Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи.

 

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

 

Учащиеся обобщают свои знания о Солнце.

 

 

 

 

 

 

Формулируют учебную задачу урока.

Кто-то утром, не спеша.
Надувает красный шар.
А как выпустит из рук.
Станет вдруг светло вокруг.

– Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на уроке?
(Слайд 4).
– Какие сведения о солнце вам уже известны? – Достаточно нам этих знаний?
– А что бы вы хотели узнать о Солнце?
Почему оно светит и греет? Какого размера Солнце? Оно больше или меньше земли? Как далеко до Солнца?
(Слайд 5,6).
– Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё о нём знаете и хотите получить новые знания. Поставим цели нашего урока.
Систематизировать знания о Солнце. Узнать что – то новое о Солнце.

Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе, развитие способности к постановке учеником учебных задач, которые определяются перед изучением темы.

Познавательные
– общеучебные умения структурировать знания, контроль  и оценка процесса и результатов деятельности

 Логические
– анализ, сравнение синтез

 

 

Регулятивные
– контроль и оценка прогнозирования.

Личностные

Формирование желания приобретать новые знания .

1V. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель:
формировать знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле.

 

 

Цель: формировать знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле.

 

 

 

Цель: развитие умения соотносить реальный и видимый размер тел.

 

 

 

 

Цель: учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

 

Подводит обучающихся к выводу о значении Солнца для всего живого на Земле.
Выдвигает проблему.

 

Проводит опыт со свечёй и настольной лампой.

 

Подводит обучающихся к выводу о том, что Солнце – раскалённое тело.

 

Выдвигает проблему.

 

 

 

Проводит практическую работу.

 

Даёт задание на поиск в тексте данного материала.

Контролирует выполнение работы.

 

 Выдвигает проблему.

 

 

 

Выдвигает проблему.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Формулируют выводы наблюдений.

 

Объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

Наблюдают за горящей свечёй и электрической лампочкой.

 

 

Формулируют выводы наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником.

 

 

 

 

Читают информацию на слайдах.

 

 

 

Находят в тексте информацию.

– Давайте выясним, необходимы ли нам знания о Солнце?
– Объясните смысл стихотворения.

У подсолнуха забота –
Ни минуты без работы.
Пока солнышко стоит:
Как радар за самолётом,
Он за солнышком следит. (Слайд 7)

– Представьте себе, что Солнце погаснет Что произойдёт на Земле?
– Какой вывод мы можем сделать?

Решение первой познавательной задачи
Что такое Солнце? Почему оно светит и греет?
– Предположите, почему солнце излучает свет и тепло?
Как горящая свеча освещает комнату? Что она излучает при горении? Какое тело излучает свет и тепло?
Наблюдение за электрической лампочкой. Что светиться в электрической лампе? Почему она нагревается? Какое тело излучает свет и тепло?

Вывод: Свет и тепло излучает раскалённое тело. Значит, Солнце тоже раскалённое тело.

Решение второй познавательной задачи
– Какого размера Солнце, оно больше или меньше Земли?
– Как вы думаете, что больше Солнце или Земля?
– А во сколько раз Солнце больше Земли?
Практическая работа.
– Если поставить Солнце рядом с Землёй, то это выглядело бы вот так: Солнце – футбольный мяч. Земля – рисовое зёрнышко.
– Найдите в тексте на с. 101 ответ на вопрос: во сколько раз Солнце больше Земли? (Слайд 11)
Решение третьей познавательной задачи
Как далеко до Солнца, можно ли до него долететь на космическом корабле?
– Почему мы видим огромное Солнце небольшим светящимся кругом.
– Убедитесь в правоте своих выводов просмотрев презентацию.(Слайды 12 – 16)
1. Космическая ракета, запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода.
2. Самолёт летел бы до Солнца около 20 лет.
3. На автомобиле со скоростью 80 км/ч. мы безостановочно ехали до Солнца 200 лет.
4. Пешком мы будем добираться до Солнца 4 000 лет.5. Расстояние до Солнца 150 млн. км.– А как вы думаете, за какое время преодолеет это расстояние солнечный свет?
– Найдите в тексте на с. 101 ответ на вопрос.

 

Утром солнышко проснулось,
Улыбнулось, потянулось.
Вот как солнышко встаёт –
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдёт –
Ниже, ниже, ниже!
Хорошо, хорошо
Солнышко смеётся,
А под солнышком нам всем
Весело живется!

Учащиеся делают вывод: головки подсолнуха поворачиваются за солнцем. Другие растения раскрываются с восходом солнца и закрываются перед закатом.

 Станет темно, исчёзнут краски окружающего мира, станет холодно, исчёзнут растения, а затем и животные, и человек.)Солнце  – источник жизни на нашей планете. Оно излучает свет и тепло.

 

Дать общее представление о Солнце, влиянии Солнца на жизнь нашей планеты.

 

 

 

 

 

 

 

Выявить отличительные особенности  Солнца, как  ближайшей к Земле звезде;

 

формировать представления о космическом пространстве;

 

 

 развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;

 

 

 

расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;

 

 

 воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Регулятивные

– целеполагание как постановка учебной задачи,
– планирование,
– прогнозирование

 

Познавательные

– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

 

 

 

Общеучебные

– моделирование ,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные

– целеполагание как постановка учебной задачи,
– планирование,
– прогнозирование

 

Познавательные

– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

 

 

 

Общеучебные

– моделирование ,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

 

Познавательные

– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

 

Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества,
Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации,
– смысловое чтение,
– построение логической цепи рассуждения.

– Эй, ребята, выше нос
Солнце грусть не любит
И пускай работа в парах
Всем на пользу будет.

V. Первичное закрепление
Цель.
закрепить полученные знания.

 

 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель.
Проверить усвоение учащимися полученных знаний.

 

 

 

 

Осуществляет выборочный контроль.

 

 

 

 

Выполняют задания по карточкам.

Осуществляют взаимопроверку.

Высказывают свои предположения в паре.

 

– Эй, ребята, выше нос
Солнце грусть не любит
И пускай работа в парах
Всем на пользу будет.

 

Задание на рабочем листе.
1. Солнце  – это
звезда?
планета?
спутник?
2. Солнце имеет форму?
круга?
шара?
3. Учёные, изучающие звёзды называются:
астрономы?
физики?
биологи?
4. Соедини слово и его значение.

Солнце

планета Земля                   звезда

5. Вставь пропущенные слова: Солнце источник________ и _________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводится коллективная проверка выполненного задания.

 

 

 

 

Познавательные:
Подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы)

 

Коммуникативные:

аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью  свои мысли.

Проявлять терпение и доброжелательность.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение новых  
знаний в систему изученного материала.

Организует работу в группах.

 

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.

Называют основные позиции нового материала.

Нам предстоит работать в группах, давайте повторим правила работы в группе:

Говорить спокойно и ясно.

Говорить по делу.

В разговоре участвует каждый.

1 группа – математики,
2 группа – филологи,
3 группа – историки,
4 группа – литераторы.
5 группа – художники
6 группа – экологи

Умение использовать межпредметные связи.

Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества,
Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации,
– смысловое чтение,
– построение логической цепи рассуждения.

VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

– Подведём итоги урока. В этом вам поможет Солнце. 

Я узнал (а), что …
Меня поразило ….
Хочу сказать «Спасибо»  …
В жизни пригодится ….
Я задумался о …
Я постараюсь

 

Коммуникативные:
– умение выражать свои мысли
– оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

IX. Д/з.

Организует обсуждение и запись домашнего задания.

 

Учебник страницы 98-101
рабочая тетрадь задание 14,
Творческое задание. Провести исследование и ответить на вопросы: Солнце – друг?
А может ли быть солнце врагом?
Спасибо за урок.

 

 

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru