Цель: осмысление самоценности человеческого “Я”; повышение у детей уровня толерантности.

Задачи:

Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

Развивать коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения для предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

Оборудование:

цветные жетоны (для организации групповой работы);

Бумага и ручка каждому ребенку; краски каждой группе; ладони из цветного картона (синяя, красная, желтая); ватман с расшифровкой баллов для теста “С тобой приятно общаться”.

Словари.

 

Ход занятия

 

I. Вступительное слово

Учитель: На сегодняшнем занятии мы будем учиться общению. Кто может попытаться раскрыть понятие “общение”? Найдите ответ в словаре.

Дети: (Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – свое “Я”, а ты мне – свое “Я”)

- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком)

II. Основная часть

1. Самоанализ учащихся

- Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других. Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении. Отвечайте по возможности откровенно и сразу.

(Тест “Коэффициент моей общительности”, приложение №1)

- Если результаты вам не понравились, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что все зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

- Физминутка.

2. Подготовка к групповой работе.

- Какими качествами необходимо обладать, чтобы быть приятным в общении?

(Дети: доброта, внимание, заинтересованность, сопереживание)

- Какие черты характера могут помешать общению?

(Дети: злость, зависть, раздражительность, агрессия, неумение слушать)

- А еще каждому человеку, кроме постоянных качеств характера, свойственно испытывать разные чувства.

Давайте вспомним эти чувства. “Закончи предложение”:

“Радость – это когда...”

“Печаль – это когда...”

“Страх – это когда ...”

“Гнев – это когда ...”

“Обида – это когда...”

“Стыд – это когда...”

3. Групповая работа

Каждой группе из цветной бумаги (с использованием красок) необходимо изготовить костюм, маски своего чувства, придумать типичные фразы и подготовить одного “актера” для исполнения роли “чувства”.

Когда “актеры” готовы, участники садятся в зрительный зал, а “чувства” по одному выходят на сцену.

В дискуссии по поводу точности выражения чувств принимают участие все дети.

4. Индивидуальная работа.

- А сейчас выполните такое задание: напишите на одном листочке: “Я хочу, чтобы со мной обращались ласково, нежно”, на другом листочке напишите: “Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно”. Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения.

5. Физминутка. Упражнение “Цветные ладони”

Участники хаотично стоят по залу. Ведущий держит три “ладони” (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона.

Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.

Варианты сигналов:

Красная ладонь – надо пожать руку.

Синяя ладонь – погладить по плечу партнера.

Желтая ладонь – поздороваться “спинками”.

Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.

После физминутки ведущий сообщает о результатах индивидуальной работы, какое общение выбрали большинство участников.

6. Тест-игра “С тобой приятно общаться”

- Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.

Детям раздаются небольшие листочки для записи, на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на ватмане:

+2 – с тобой очень приятно общаться;

+1 – ты не самый общительный человек;

0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь;

-1 – с тобой иногда неприятно общаться;

-2 – с тобой очень тяжело общаться.

Каждый листочек складывается, и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и ведущий раздает их “адресатам”, предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.

7. Домашнее задание.

- Подсчитайте дома баллы, полученные вами по тесту “С тобой приятно общаться” и запишите результат. С обсуждения этого мы и начнем наше следующее занятие.

III. Итог занятия

Что нового узнал о себе?

Что нужно знать, чтобы быть приятным в общении?

Трудно ли было признавать свои недостатки?

Были ли вы откровенны в оценке своих достоинств? Оцените свою откровенность в баллах? (выкидываем пальцы)

Приложение №1

Тест “Какой я в общении?”

Много ли у тебя друзей?

Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

Можешь ли ты преодолеть стеснение в общении с людьми?

Бывает ли тебе скучно, когда ты остаешься один?

Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомыми?

Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

Умеешь ли ты договариваться с собеседником?

Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Обработка результатов.

За каждый положительный ответ, т.е. “да”, поставьте себе 3 очка, за каждый ответ “и да, и нет” - 2 очка, за каждый отрицательный ответ “нет” - 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

Интерпретация результатов

От 30 до 39 очков. Ты - человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – “душа общества”, друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.

От 20 до 29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.

До 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, я если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседников, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru