Цели урока: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы; познакомить учащихся с почвами родного края; развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование: рисунок жука, почва, стаканы, вода, спиртовка, лабораторное стекло, держатель, штатив.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

 

II. Проверка домашнего задания (да +, нет –).

1. Воду можно не экономить – её на Земле много.

2. Твердые тела при охлаждении расширяются.

3. Лед, расширяясь давит на стенки трещин камней.

4. Твердые тела при нагревании сжимаются.

5. Корни растений ускоряют процесс разрушения камней.

6. Ветер не принимает участие в разрушении камней.

7. Камни разрушаются из-за изменения температуры.

8. Разрушенные горные породы превращаются в песок и глину.

III. Актуализация знаний (слайд 3-5).

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).

- Что такое природа?

- На какие группы можно разделить всю природу?

- Назовите царства живой природы.

- Как нужно относиться к природе?

- Мы сегодня продолжим путешествие в природу.

- О чем мы сегодня будем говорить догадайтесь сами, прослушав рассказ (слайд 6).

- Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

- Правильно, земля. У слова “земля” несколько значений. Одно из них – “почва” (слайд 7).

- А что такое почва? (ответы детей).

- Почва – это верхний плодородный слой земли.

- Итак, тема нашего урока “Почва”. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образовании.

IV. Объяснение нового материала.

- Отгадайте загадку:

“Сам чёрен, да не ворон,
есть рога, да не бык,
шесть ног без копыт”
- Правильно, это жук.

- А теперь послушайте сказку о приключениях жука. “Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. “Неужели эта чёрная сырая земля – мой дом?!” - постоянно думал он. И вот решил жучок проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей неживой и живой природы. А вот и они: знакомьтесь.

(выходят дети в масках)

Я – воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.

Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.

Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.

Я - комочек глины. Хорошо удерживаю воду.

Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений.

Во мне много остатков растений и животных. Вместе мы всегда дружим и образуем перегной тёмного цвета.

- Обрадовался жучок, что живёт он в почве не один, а среди друзей.

Практическая работа. Состав почвы (слайд 10).

- Ребята, давайте проведем несколько опытов и выясним состав почвы и основные ее свойства. Для этого нам нужно объединиться в группы. Каждая группа проведет свой опыт и сделает вывод. Пожалуйста, объединитесь, а ответственный каждой группы получите инструкционные карты, образцы почвы и все что надо для опыта.

Все, что вы увидите, запишите.

(Каждая группа получает инструкционные карты)

 

1 группа.

 

- Рассмотрите почву.

 

Какого она цвета? ……………………………..

 

- Бросьте комочек сухой почвы в воду.

 

- Что вы увидели? ……………………………………………

 

Вывод: в почве есть………………………………………….

 

 

2 группа.

 

- Рассмотрите почву.

 

Какого она цвета? ………………………………

 

- Возьмите щепотку почвы, положите на фильтр, сожмите почву в фильтре. Что вы увидели на фильтре? ............................

 

Вывод: значит, в почве есть…………………………………….

 

 

3 группа.

 

- Рассмотрите почву.

 

Какого она цвета? ………………………………

 

- Поместите почву в стакан с водой и размешайте. Подождите несколько минут.

- Что вы увидели на дне стакана? ………………………………..

Вывод: значит, в почве есть………………… и ………..……….

 

После проведения опыта, дети делают вывод и заполняют схему “Состав почвы” (слайд 11).

 

1 группа.

Вывод: в почве есть воздух.

2 группа.

Вывод: в почве есть вода.

3 группа.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт (проводит учитель) Нагреваем почву – появляется дымка и резкий запаха – это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Именно перегной (гумус) даёт почве тёмный цвет, делает её плодородной (слайд 12).

Плодородие почвы определяется в ней количеством перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. А основное свойство почвы – это ее плодородие.

Вывод: в почве есть перегной.

- Следующий опыт требует большого количества времени, поэтому я его приготовила заранее. Рассмотрите стекло. Что вы видите? (белый налет).

Это растворимые минеральные вещества – соли. Эти соли в виде белого налёта можно увидеть на стенках цветочных горшков, в которых долго жили растения.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

Вывод: в почве есть соли и микробы.

На основании практической работы мы заполнили с вами схему “Состав почвы”.

Итак, в состав почвы входят: воздух, вода, песок, глина, перегной, соли и микробы.

- Ребята, как вы думаете, всегда ли на Земле была почва? (ответы детей)

Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. Миллионы лет назад твердая бесплодная порода под воздействием воды, солнца и ветра дробилась, разрушалась, рыхлилась. Здесь нашли свое пристанище бактерии и другие организмы. Позднее появились первые растения. Своими корнями продолжали разрушать горную породу микроорганизмы разлагали остатки животных и растений, образуя перегной. Так появилась почва.

V. Физминутка для глаз

VI. Продолжение работы по теме урока.

Что растения получают из почвы? Работа по учебнику.

- Мы выяснили, из чего состоит почва. А что из этого так необходимо растениям? Давайте откроем учебник на стр. 67 и прочитаем.

Кого можно встретить в почве. Их роль в улучшении почвы (слайд15).

- А кто мог встретиться нашему жучку из живых существ во время путешествия на поверхность земли? (ответы детей)

- Действительно, почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть мышей, кротов, сусликов, хомяков, ос, шмелей, муравьёв. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – это дождевые черви.

- Послушаем рассказ “Уважайте жизнь дождевого червя” из книги “Великан на зелёной планете” (рассказывает ученик).

Из книги «Великан на поляне»«Уважай жизнь дождевого червя»

Он известен всем, и взрослым и детям. Но мало кто всерьез интересуется его жизнью, скрытой от нас.

Обыкновенные дождевые черви чаще всего попадаются людям на глаза после дождя, когда они в большом количестве появляются на поверхность почвы. Поэтому-то и называют их дождевыми. Черви не по своей воле покидают подземные норки. Дождевая вода выгоняет их оттуда. Зато по ночам, особенно в теплую погоду, черви выбираются на поверхность уже по собственному желанию. Правда, не совсем выбираются, а только высовываются, цепляясь задним концом тела за стенки норки, чтобы в случае опасности быстро спрятаться обратно.

Вытягиваясь из норки, дождевой червь обшаривает землю вокруг и захватывает ртом сырые гниющие листья, полусгнившие травинки… Все это он затаскивает в свою нору и проглатывает. Передвигаясь в почве, он заглатывает ее. Вот такая у него пища. Наверное, ты подумаешь, что она очень невкусная. Но здесь уж ничего не поделаешь, так распорядилась природа. Дождевому червю полагается есть то, что другие животные есть не могут.

Дождевой червь – безобидное и почти беззащитное создание. Но в природе он незаменим. Если в почве живет много дождевых червей, она в хорошем состоянии. Эти существа – великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей «запасается» воздух, необходимый для дыхания корней растений.

Великий ученый Чарлз Дарвин, который специально исследовал жизнь дождевых червей, сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

Некоторые школьники, ничего толком не зная о дождевых червях, иногда нарочно наступают на них, а делать этого ни в коем случае не надо. Наоборот, лучше помочь невезучему червю, перенести его с дороги в безопасное место.

Был такой случай. Шестиклассники копали огород и выкопали несколько дождевых червей. Некоторые ребята стали резать их лопатами. Учительница остановила их. Она попросила пожалеть червей и рассказала об их роли в почве. Ребята задумались. Оказывается, они считали червей вредными, думали, что они поедают корни растений. И очень удивились, когда узнали, что это совсем не так, что у них совсем другая пища.

Если ты копаешь землю и видишь дождевого червя, не надо нарочно разрезать лопатой. Ведь перед тобой живое существо. Как и все другие живые создания, оно заслуживает уважительного отношения. А еще – особой благодарности за то, что так неустанно трудится, улучшая нашу кормилицу-почву.

 

- Что узнали о жизни дождевого червя?

Интересные факты: ученые установили такой факт: одни только дождевые черви за несколько лет, комочком за комочком, пропускают через свой организм всю почву Земли, удобряя ее своими выделениями. Складывают почвенные комочки так, что между ними могут проникать воздух и влага. Это облегчает корням растений рост и доступ к питательным веществам. Важен также труд кротов, сусликов.

- Для чего рыхлят почву? (в рыхлой земле растениям легче пробиваться к солнцу, их корням находить питательные вещества. Человек в садах, огородах, полях рыхлит почву.)

- А кто этим занимается в природе?

Круговорот веществ.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” по кругу: из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – опять в землю. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле люди.

Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а вот без почвы – нет.

- Послушайте сообщение о В.В.Докучаеве – замечательном русском ученом, который создал науку о почвах – почвоведение.

Василий Васильевич Докучаев - русский геолог, минералог, основатель науки о почве – почвоведении.

Он родился 17 февраля (1 марта) в 1846 году, с. Милюково Смоленской губернии, умер 26 октября (8 ноября) в 1903 в Санкт-Петербурге.

родился в многодетной семье сельского священника. Учился в духовном училище в г. Вязьме, затем закончил с отличием духовную семинарию в Смоленске. Как лучший ученик был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию для бесплатного обучения, но через месяц перешел на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1870 становится хранителем геологического факультета университета, затем избирается доцентом и профессором минералогии.

В Париже, в Международной палате мер и весов, рядом с платиновым метром, хранится кубометр русского чернозёма – эталон структуры и плодородия почв. Само же слово «чернозём» стало международным термином.

Докучаев многое сделал впервые. Именно он первым доказал, как и почему мелеют реки, составил первые почвенные карты России, основал в Каменной степи широко известный заповедник и к 1886 году создал научную классификацию почв, принятую ныне во всем мире.

В 1885 году Докучаев организовал первую в России кафедру почвоведения, с 1899 года начал издавать журнал «Почвоведение», многие публикации которого не утратили своего значения и поныне.

Патриот Родины, Докучаев призывал русских ученых не гнаться за модой западной науки, а разрабатывать свои направления и методы в агрономической науке. Настаивал на внедрении в почвоведение терминологии, созданной не на латинской, а на русской языковой основе.

 

VII. Физминутка

Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

VIII. Почвы родного края.

Почвы родного края.

Главное богатство нашего края – это почвы. А какие почвы есть в нашей республике? (сообщение ученика).

Как образуется почва и отчего она разрушается?

Работа по учебнику (стр. 68).

Учитель: Земля только тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют. Поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Послушайте интересные факты о почве.

1 группа.

Образование почвы началось только с появлением на земле живых существ.

С тех пор в течение миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. Но! 1см почвы образуется в природе за 300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы.

По вине людей почва быстро разрушается. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер.

Этот процесс называют эрозией почвы.

 

2 группа.

Почва многого "боится". Например - воды. Почвы, в которых избыток воды, называют болотные. И там растут те растения, у которых корни неглубоко проникают в почву. Чтобы улучшить их рост, на почве производят мелиорацию - отводят лишнюю воду. А ещё почва " боится" - ядохимикатов.

Если их берут больше нормы, то гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.

 

3 группа.

Запомни! Нельзя сжигать опавшие листья и отмершие части растений. Это ведёт к обеднению почвы питательными веществами. А вот черви играют полезную роль в почве. Они затаскивают в свои норки листья, съедают их. Таким образом, ускоряют процесс разложения. Бактерии и грибки окончательно разрушают остатки растений и животных. Так образуются минеральные вещества, которые всасываются корнями растений. Растения же служат пищей животным. Так в природе происходит круговорот.

Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет!

Поэтому, когда люди начинают строить дорогу, завод, жилой дом, необходимо снять слой почвы. Его можно будет использовать на озеленении. То же самое нужно делать и перед добычей полезных ископаемых в карьерах. Когда использованный карьер закапывают, слой почвы кладут на прежнее место.

 

IX. Рефлексия.

- Так что же такое почва?

- Какой состав имеет почва?

- Назовите основное свойство почвы.

- Какие живые существа есть в почве?

- Какие почвы встречаются в нашей республике?

- Поиграем в игру “Скажи да или нет”. Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие недопустимы?

- Беречь растения....(Да)

- Вырубать леса......(Нет)

- Сжигать листья......(Нет)

- Сажать растения там, где их нет .... (Да)

- Уничтожать дождевых червей ...(Нет)

- Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием. Я очень рада. А что же наш жучок? Он очень обрадовался, что узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше она не казалась ему сырой, чёрной и противной.

Ребята! У вас на партах лежат раскраски с дождевым червяком. Дорисуйте ему улыбку, если вам было сегодня на уроке интересно, если вы все поняли и многое запомнили. Если в чем-то испытывали затруднение, то улыбку рисовать не надо.

Спасибо за урок.

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru